г. Казань |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А49-211/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
ответчика - Решетова А.А., по доверенности от 30.01.2014 N 03-22/00612,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЗК комплект"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.06.2014 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи: Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-211/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЗК комплект" (ИНН 5836636084; ОГРН 1095836001183), г. Пенза, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (ИНН 5836010018; ОГРН 1045803015543), г. Пенза, при участии третьего лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пенза, г. Пенза, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КЗК комплект" (далее - ООО "КЗК комплект", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее - налоговый орган), о признании недействительным решения от 30.12.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления определенных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов и обязать налоговый орган произвести регистрацию в установленном законом порядке прекращения деятельности ООО "КЗК комплект" в связи с его ликвидацией по решению общего собрания участников на основании представленного 23.12.2013 пакета документов в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения по данному делу.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 18.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пенза Пензенской области (далее - Управление ПФ РФ по г. Пенза).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "КЗК комплект" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Федеральным законом N 129-ФЗ предусмотрен порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 20).
В силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Для государственной регистрации, в связи с ликвидацией юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (статья 21 Закона).
Полномочия налогового органа по государственной регистрации ликвидации юридического лица предусмотрены пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
В рассматриваемом случае, участниками ООО "КЗК комплект", принято решение от 25.06.2013 о ликвидации общества и назначении ликвидатором Вакиной С.Н., которой было поручено осуществить полный комплекс мероприятий по ликвидации общества.
26.06.2013 Общество направило в налоговый орган уведомление от 26.06.2013 о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора, которое в этот же день получено налоговым органом.
03.07.2013 в ЕГРЮЛ внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
10.07.2013 Налоговым органом в отношении общества вынесено требование от 10.07.2013 N 1096, в котором указано, что у общества по состоянию на 10.07.2013 имеется общая задолженность в сумме 53 454 рублей 52 копеек, в том числе по налогам 37 404 рублей.
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 17.97.2013 N 28 (437).
В течение двух месяцев со дня публикации сообщения о ликвидации общества с требованиями о включении суммы задолженности в реестр требований кредиторов обратились: Управление ПФ РФ по г. Пензе в суммой задолженности 26 552 рублей 96 копеек и Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Пензенской области с суммой задолженности 4324 рублей 10 копеек.
Решением общего внеочередного собрания участников общества от 04.12.2013 утвержден промежуточный ликвидационный баланс на сумму 30 877 рублей 06 копеек и принято решение произвести оплату задолженности за счет внесения участниками общества денежных средств.
В налоговый орган 05.12.2013 представлены уведомление о ликвидации общества, промежуточный ликвидационный баланс и протокол собрания участников общества от 04.12.2013.
Налоговым органом в ЕГРЮЛ 12.12.2013 внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
23.12.2013 в налоговый орган представлены заявление о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и пакет необходимых документов.
Налоговым органом принято решение от 30.12.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "КЗК комплект" в связи с его ликвидацией, в виду непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых документов по следующим основаниям: заявление общества о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией считается не поданным, так как общество имеет задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость, а в справке Управления Пенсионного фонда по г. Пенза Пензенской области от 23.12.2013 N 1358 содержатся сведения о задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда.
О задолженности по налоговым платежам перед бюджетом, общество знало до начала процедуры ликвидации. Данный факт подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 26.01.2013, полученного Вакиной С.Н. 05.02.2013, а также требованиями налогового органа от 11.05.2011 N 4398, от 25.05.2011 N 2819, N 2820, N 2823, от 30.05.2011 N 5004, от 27.06.2011 N 5937, от 28.06.2011 N 872, N 873, N 874, от 09.08.2011 N 5443, от 09.11.2011 N 7787, от 13.03.2013 N 346, справкой о задолженности по налогам (сборам), страховым взносам, а также по начисленным пеням и штрафам по состоянию на 23.12.2013.
Согласно материалам дела, спорная задолженность образовалась у общества на основании представленной им декларации по НДС за 1 квартал 2011 года. Неуплату налога представители заявителя объяснили отсутствием необходимых денежных средств.
Налоговым органом соблюден установленный Налоговым кодексом РФ порядок взыскания данной задолженности, поскольку для принудительного взыскания данной задолженности вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также постановления о взыскании за счет имущества налогоплательщика, в банк направлены инкассовые поручения.
Поскольку налоговый орган, как кредитор, предъявил обществу в период ликвидации, который продолжался с момента принятия решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора (с 27.06.2013), требование об уплате налоговых платежей, однако представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности ООО "КЗК комплект".
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А49-211/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЗК комплект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговым органом принято решение от 30.12.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "КЗК комплект" в связи с его ликвидацией, в виду непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых документов по следующим основаниям: заявление общества о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией считается не поданным, так как общество имеет задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость, а в справке Управления Пенсионного фонда по г. Пенза Пензенской области от 23.12.2013 N 1358 содержатся сведения о задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда.
...
Налоговым органом соблюден установленный Налоговым кодексом РФ порядок взыскания данной задолженности, поскольку для принудительного взыскания данной задолженности вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также постановления о взыскании за счет имущества налогоплательщика, в банк направлены инкассовые поручения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2014 г. N Ф06-18366/13 по делу N А49-211/2014