г. Казань |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А12-14814/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Никитин А.Ю., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-14814/2014
по исковому заявлению администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3423019544, ОГРН 1053478417410) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072) о взыскании 5 860 202 руб., с участием третьих лиц: Министерства финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3423016222, ОГРН 1023405175287), общества с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис" (ИНН 3436112452, ОГРН 1103453001057),
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс Волгоградской области, ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 860 202 руб. по соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 231-13), заключенному между Миндортрансом Волгоградской области, администрацией Палласовского муниципального района и истцом "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Палласовского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - соглашение от 13.05.2013).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2014 с Миндортранса Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации взыскана задолженность в размере 5 860 202 руб. по соглашению от 13.05.2013.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Миндортранс Волгоградской области обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, между Миндортрансом Волгоградской области, администрацией Палласовского муниципального района и истцом заключено соглашение от 13.05.2013.
В пункте 1.2 соглашения от 13.05.2013 предусмотрено, что Миндортранс Волгоградской области направляет в бюджет городского поселения город Палласовка субсидию в размере 6 774 800 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Администрация в свою очередь обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 2 436 400 руб. на долевое финансирование работ.
Из содержания соглашения от 13.05.2013 также следует, что городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета городского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс Волгоградской области всю предусмотренную соглашением отчетную документацию.
Приложением спорного соглашения от 13.05.2013 являются график перечисления субсидий и перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых предоставляются в 2013 году субсидии бюджету муниципального образования из средств дорожного фонда.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 соглашения от 13.05.2013 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом Волгоградской области обязательств до их полного исполнения.
Во исполнения своих обязательств по соглашению от 13.05.2013 администрация (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис" муниципальный контракт от 29.07.2013 N 15 на выполнение работ по ремонту дорог с твердым покрытием ул. Молодежная (от объездной дороги по ул. Октябрьская) городского поселения г. Палласовка. Контрактом определено, что оплата выполненных работ производится за счет средств городского бюджета в размере 2 107 460 руб. 05 коп., а из дорожного фонда области в размере 5 860 202 руб.
Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что работы по муниципальному контракту от 29.07.2013 N 15 подрядчиком выполнены надлежащим образом.
Платежными поручениями от 13.11.2013 N 1886 и от 21.11.2013 N 1935 администрация перечислила подрядчику за счет средств городского бюджета 2 107 460 руб. 05 коп., т.е. обязанность по финансированию в своей части исполнила.
Также никем не оспаривается и подтверждено документально то обстоятельство, что необходимая отчетная документация была предоставлена истцом в Миндортранс Волгоградской области полностью и своевременно (сопроводительным письмом от 25.11.2013 N 1723).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.06.2014 по делу N А12-9025/2014 удовлетворены исковые требования подрядчика (общества с ограниченной ответственностью "Спец Транс Сервис") и с администрации, как со стороны по муниципальному контракту от 29.07.2013 N 15, взыскана задолженность в размере 5 860 202 руб. (т.е. та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда), плюс неустойка за просрочку оплаты работ и судебные расходы (издержки) за рассмотрение дела N А12-9025/2014.
Ссылаясь на то, что средства из дорожного фонда области в размере 5 860 202 руб. так и не были перечислены (несмотря на неоднократные заявки), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из их правомерности и доказанности.
При этом суды обеих инстанций руководствовались следующим.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судами правильно указано, что в рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 1.9 постановления Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс Волгоградской области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для городского поселения г. Палласовка на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 6774,8 тыс. руб.
Исходя из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что Миндортранс Волгоградской области по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах (такая правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2013 по делу N А21-7019/2012).
В силу статей 309 и 310 Гражданским кодексом Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 Гражданским кодексом Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, указание в соглашении от 13.05.2013 о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс Волгоградской области по перечислению в бюджет г. Палласовка причитающуюся городскому поселению субсидию.
При заключении указанного соглашения, несоответствия муниципального образования критериям отбора не установлено, соглашение недействительным в установленном законом порядке не признано.
Материалами дела подтверждено, что ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по городскому поселению г. Палласовка выполнен, истцом обязательства, предусмотренные указанным соглашением, также исполнены.
Существование задолженности по соглашению от 13.05.2013 Миндортрансом Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто.
Довод кассационной жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судом кассационной инстанции не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Миндортранс Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. соглашения от 13.05.2013, заключенного и подписанного сторонами.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций сделали верный вывод об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании соглашения от 13.05.2013.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А55-27327/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 по делу N А12-12254/2012.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов обеих инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки вышеприведенных выводов судов, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А12-14814/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 425 Гражданским кодексом Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
...
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Миндортранс Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. соглашения от 13.05.2013, заключенного и подписанного сторонами.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций сделали верный вывод об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании соглашения от 13.05.2013.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А55-27327/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 по делу N А12-12254/2012."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2014 г. N Ф06-17940/13 по делу N А12-14814/2014