г. Казань |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А12-24713/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-24713/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Российская Инновационная топливно-энергетическая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области об отмене постановления от26.06.2014 N 077-16/2014-ВН о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - заявитель, ОАО "РИТЭК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) от 26.06.2014 N 077-16/2014-ВН о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 26.06.2014 N 077-16/2014-ВН о привлечении ОАО "РИТЭК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., размер административного штрафа снижен до 20 000 руб.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части снижения размера административного штрафа до 20 000 руб., обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в этой части как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с частью 8 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 4.1.10 лицензионных условий владелец лицензии обязан обеспечивать соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, окружающей среды, безопасности ведения работ.
Как видно из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании приказа от 11.03.2014 N 135 в период с 17.03.2014 по 11.06.2014 проведена плановая выездная проверка соблюдений ОАО "РИТЭК" лицензионных условий на пользование недрами на Саушинском месторождении в пределах Волгоградской области (лицензия ВЛГ 01873 НЭ от 30.12.2010).
В соответствии с пунктом 3.2.1 лицензионного соглашения владелец лицензии осуществляет добычу природного газа с момента регистрации первоначальной лицензии (ВЛГ 10069 НЭ, зарегистрирована 22.04.1993).
В результате проверки выявлено, что с 2007 года Саушинское газовое месторождение не разрабатывается, добыча не ведется. Указанные факты нашли свое отражение в акте от 11.06.2014 N 06-2014/РТК и протоколе от 11.06.2014 N 077-16/2014/ВН об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 26.06.2014 N 077-16/2014-ВН ОАО "РИТЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300 000 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем.
Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава вменяемого в вину административного правонарушения соответствует установленным по делу обстоятельствам.
При этом, установив факт вменяемого обществу в вину административного правонарушения, состав вмененного административного правонарушения, и не выявив существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, судебные инстанции сочли возможным изменить обжалуемое постановление в части размера назначенного заявителю административного штрафа, и назначении в качестве административного наказания административный штраф в размере 20 000 руб. с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 27.05.2008 N 8-П, от 16.06.2009 N 9-П, от 25.02.2014 N 4-П.
Назначение судом юридическому лицу административного наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, допускается лишь в исключительных случаях и является правом суда.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенного ОАО "РИТЭК", судебные инстанции приняли во внимание, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. не соответствует тяжести совершённого правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, степень вины нарушителя, снизили размер административного штрафа до 20 000 руб.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело суды к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, влияющие на законность обжалуемых судебных актов и являющиеся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены, в кассационной жалобе не усматриваются.
С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Оценка имеющихся в деле доказательств, произведена арбитражными судами в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по делу N А12-24713/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Управления от 26.06.2014 N 077-16/2014-ВН ОАО "РИТЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300 000 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем.
Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава вменяемого в вину административного правонарушения соответствует установленным по делу обстоятельствам.
При этом, установив факт вменяемого обществу в вину административного правонарушения, состав вмененного административного правонарушения, и не выявив существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, судебные инстанции сочли возможным изменить обжалуемое постановление в части размера назначенного заявителю административного штрафа, и назначении в качестве административного наказания административный штраф в размере 20 000 руб. с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 27.05.2008 N 8-П, от 16.06.2009 N 9-П, от 25.02.2014 N 4-П."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 февраля 2015 г. N Ф06-19667/13 по делу N А12-24713/2014