г. Казань |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А72-3424/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Ковальчука Д.А. - Новичковой Л.Н., доверенность от 24.03.2014,
Департамента ветеринарии Ульяновской области - Романовой М.А., доверенность от 12.09.2014,
областного государственного бюджетного учреждения "Симбирский центр ветеринарной медицины" - Самсоновой Н.И., доверенность от 02.02.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ковальчука Дмитрия Александровича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.08.2014 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А72-3424/2014
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ковальчука Дмитрия Александровича к директору Департамента ветеринарии Ульяновской области - главному государственному ветеринарному инспектору Ульяновской области Ульяновской области Пелевиной Н.И. о признании недействительным приказа от 30.12.2013 N 46-пр, с участием Департамента ветеринарии Ульяновской области, областного государственного бюджетного учреждения "Барышская районная станция по борьбе с болезнями животных", администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, областного государственного бюджетного учреждения "Симбирский центр ветеринарной медицины",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ковальчук Дмитрий Александрович (далее - ИП Ковальчук Д.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным приказа от 30.12.2013 N 46-пр директора Департамента ветеринарии Ульяновской области - главного государственного ветеринарного инспектора Ульяновской области Пелевиной Н.И. об установлении карантина по бруцеллёзу крупного рогатого скота на территории секции N 1 коровника N 2 личного подсобного хозяйства ИП Ковальчука Д.А., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, село Беликово.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.04.2014 в порядке статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Департамент ветеринарии Ульяновской области (далее - Департамент ветеринарии), областное государственное бюджетное учреждение "Барышская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГБУ "Барышская райСББЖ"), администрацию муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, областное государственное бюджетное учреждение "Симбирский центр ветеринарной медицины" (далее - ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Ковальчук Д.А., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и судебными инстанциями установлено, что между предпринимателем и ОГБУ "Барышская райСББЖ" заключен договор от 01.01.2013 N 32 об оказании ветеринарных услуг и осуществлении производственного контроля, сроком действия со дня его подписания по 31.12.2013, по условиям которого исполнитель (ОГБУ "Барышская райСББЖ") имеет право осуществлять лечебно-профилактические, противоэпизоотические, лабораторно-диагностические мероприятия и проводить производственный контроль, а заказчик (ИП Ковальчук Д.А.) обязуется предоставлять возможность беспрепятственного осуществления указанных мероприятий и проведения производственного контроля.
Предпринимателем 01.01.2013 утверждена программа производственного контроля животноводческой фермы ИП Ковальчука Д.А., расположенной по адресу: Ульяновская область, Барышский район, село Беликово, за соблюдением требований к производству, хранению, транспортировке и качеству производимого сырого молока во исполнение Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
В разделе 8 пункта 8.3 указанной программы предусмотрена периодичность исследований на заболевание крупного рогатого скота (КРС - коровы, быки-производители) - бруцеллез 2 раза в год.
В заявлении от 25.04.2013 на имя начальника ОГБУ "Барышская райСББЖ" о постановке на учет в государственной ветеринарной службе предприниматель гарантирует выполнение ветеринарно-санитарных требований при осуществлении своей деятельности и возможность госветслужбе города не реже одного раза в 3 месяца проверять их соблюдение. Из текста заявления также следует, что предприятие ИП Ковальчука Д.А. занимается выращиванием и разведением крупного рогатого скота (далее - КРС), свиней, овец, заготовкой, хранением и реализацией животноводческой продукции.
ОГБУ "Барышская райСББЖ" предпринимателю выдано ветеринарное удостоверение от 25.04.2013 273 N 0011746 в том, что он имеет ветеринарно-санитарные условия для разведения, откорма КРС, свиней, овец и выработки безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции (КРС, свиньи, овцы, мясо говядина, свинина, баранина, молоко коровье цельное, сырое) с последующей поставкой в торговую сеть или для дальнейшей переработки.
Ветеринарными специалистами ОГБУ "Барышская райСББЖ" в хозяйстве ИП Ковальчука Д.А. 04.12.2013 проводился комплекс обязательных плановых мероприятий, включающий в себя диспансеризацию, противоэпизоотические мероприятия, мероприятия по программе производственного контроля, на основании договора, программы производственного контроля, плана противоэпизоотических, лечебно-профилактических мероприятий на 2013 год.
В процессе диспансеризации осуществлялся отбор проб крови КРС для проведения последующих лабораторных исследований, в том числе на бруцеллёз.
По результатам лабораторных исследований 12.12.2013 1 проба крови быка-производителя показала сомнительный результат по бруцеллезу (в РА - 100 МЕ, в РСК - 1:5 один крест, в РБП - отрицат.), что подтверждается протоколом исследований N 1427 по экспертизе N 232 (4974-5057) от 12.12.2013 ОГБУ "Барышская райСББЖ".
Проба сыворотки крови (консервированная сухой борной кислотой 06.12.2013) 12.12.2013 направлена в ветеринарную лабораторию ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" для исследования на бруцеллез.
Согласно результату исследований по экспертизе N 4969/96 (4878) ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" 15.12.2013 сомнительный результат по бруцеллезу у быка-производителя ИП Ковальчука Д.А. был подтвержден.
В ветеринарной лаборатории ОГБУ "Барышская райСББЖ" 27.12.2013 были получены результаты повторного исследования (протокол исследований N 1480 по экспертизе N 241 (5342)), из которых усматривается рост титров антител бруцелл по сравнению с данными первоначального исследования в следующих параметрах: с РА - 100 ME, РСК - 1:5 один крест до РА - 200 ME, РСК - 1:20 - три креста.
30.12.2013 были получены результаты повторных исследований в ветеринарной лаборатории в ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины". Согласно результату исследований по экспертизе N 5153/99 (4886) от 30 декабря 2013 года бруцеллез в РА - 200 ME, РСК - 1:20 три креста, РИД положительно.
Согласно результату исследований по экспертизе N 5153/7307 от 30.12.2013 ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" выделена ДНК возбудителя бруцеллеза.
30.12.2013 ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" был направлен срочный отчет в ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Москва.
30.12.2013 Департаментом также был направлен срочный отчет о выявлении бруцеллеза в Минсельхоз России (Департамент ветеринарии, Россельхознадзор), г.Москва.
30.12.2013 комиссией в составе должностных лиц Департамента, ОГБУ "Барышская райСББЖ", Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в присутствии ИП Ковальчука Д.А. проведено обследование хозяйства предпринимателя, о чем составлен акт, которым установлено следующее.
На дату проведения обследования в хозяйстве содержалось 175 голов КРС, 46 овец, 3 свиньи, 2 козы, 8 собак. ИП Ковальчуку Д.А. в декабре завезено 12 голов овец без ветеринарно-сопроводительных документов без согласования с Государственной ветеринарной службой Ульяновской области, также незарегистрированных в ветеринарной службе Барышского района, в декабре 2013 года в хозяйство завезено 46 голов КРС без ветеринарных сопроводительных документов и согласования с государственной ветеринарной службой.
Комиссией сделан вывод о том, что учет поголовья скота в хозяйстве ведется не в полном объеме, в хозяйство осуществляется несанкционированный ввоз скота. В акте также отражено, что молоко сдается в СПСК "Пятино-М" Вешкаймского района, далее в ООО "Ульяновскмолпром" г.Ульяновска.
Согласно указанному акту обследования на момент проведения обследования бык содержался отдельно от остального поголовья, в помещении с отдельным входом с 12.12.2013, в случку не допускался. Комиссией принято решение о бескровном забое больного животного и отборе проб материала для выделения чистой культуры возбудителя.
Начальником ОГБУ "Барышская райСББЖ" директору департамента ветеринарии Ульяновской области - главному государственному ветеринарному инспектору Ульяновской области Пелевиной Н.И. 30.12.2013 направлено срочное донесение о выявленном заболевании, диагностических исследованиях, принятых мерах на момент предоставления отчета, планируемых мероприятиях.
Директором департамента ветеринарии Ульяновской области - главным государственным ветеринарным инспектором Ульяновской области Пелевиной Н.И. 30 декабря 2013 года издан приказ N 46-пр, в котором указано:
1. Признать территорию секции N 1 коровника N 2 личного подсобного хозяйства ИП Ковальчука Д.А., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, село Беликово, неблагополучной по бруцеллёзу крупного рогатого скота, и установить карантин на период до завершения карантинных мероприятий.
2. Согласовать и утвердить прилагаемый комплексный план оздоровительных ме-роприятий на территории секции N 1 коровника N 2 личного подсобного хозяйства ИП Ковальчука Д.А., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, село Беликово, признаваемой неблагополучной по бруцеллёзу крупного рогатого скота.
Директором Департамента ветеринарии Ульяновской области - главного государственного ветеринарного инспектора Ульяновской области Пелевиной Н.И. 30.12.2013 утвержден и согласован с руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области комплексный план оздоровительных мероприятий на территории секции N 1 коровника N 2 личного подсобного хозяйства ИП Ковальчука Д.А., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, село Беликово, признаваемой неблагополучной по бруцеллёзу крупного рогатого скота. Указанным планом предусмотрен комплекс организационных, противоэпизоотических, противоэпидемиологических мероприятий, а также порядок снятия карантина по бруцеллезу с территории неблагополучного пункта.
Согласно результатам исследований по экспертизам от 03.01.2014 N 9/1 (1-160), N 10/2 (161), N 13/5 (173-190), N 11/3 (162-164), N 14/6 (191-238) ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" получены отрицательные сведения на бруцеллез по пробам восприимчивого поголовья животноводческого хозяйства ИП Ковальчука Д.А.
10.01.2014 состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования "Барышский район" с участием главы администрации МО "Барышский район" Ульяновской области, главы администраций городских и сельских поселений, должностных лиц департамента, ОГБУ "Барышская райСББЖ", Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, директора МБУ "Управление сельского хозяйства" МО "Барышский район", о чем составлен протокол от 10.01.2014 N 1.
В указанном протоколе отражено, что 30.12.2013 бык был забит бескровным методом, отобраны пробы для выделения чистой культуры возбудителя, проведены дезинфекционные мероприятия, согласно результатам экспертиз ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" от 03.01.2014 получен отрицательный результат по всему восприимчивому поголовью.
Согласно указанному протоколу комиссия решила, в том числе признать случай возникновения бруцеллеза КРС в личном подсобном хозяйстве ИП Ковальчука Д.А. в с. Беликово биологосоциальной чрезвычайной ситуацией; на период действия карантина запретить в неблагополучном пункте ввоз животных, вынос кормов, продуктов животноводства, предметов ухода за животным, специальной одежды и обуви, провести двукратные серологические исследования на бруцеллез всего восприимчивого поголовья.
Выполнение комплексного плана оздоровительных мероприятий от 30.12.2013 (дезинфекция, серологические исследования) проводилось государственной ветеринарной службой с 30.12.2013 в течение января 2014 года, 03.02.2014 проведена заключительная аэрозольная дезинфекция, о чем составлен акт от 03.02.2014 N 35.
Приказом от 06.02.2014 N 4-пр директора Департамента карантин по бруцеллезу был снят на основании отчета о выполнении плана оздоровительных мероприятий, оспариваемый приказ от 30.12.2013 N 46-р признан утратившим силу.
Не согласившись с приказом от 30.12.2013 N 46-пр, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Предприниматель сомневается в наличии бруцеллеза у его быка, поскольку он считает, что сведения Департамента являются противоречивыми.
Судебные инстанции, оценив материалы и обстоятельства дела, дав им правовую оценку, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона о ветеринарии под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям (статья 9 Закона о ветеринарии).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.05.2012 N 22/223 утверждена областная целевая программа "Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах", представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию приоритетных направлений в деятельности государственной ветеринарной службы Ульяновской области, таких как контроль и надзор за эпизоотической ситуацией, качеством и безопасностью продукции животного происхождения на территории Ульяновской области; проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение, обнаружение и ликвидацию инфекционных болезней сельскохозяйственных животных.
Осуществление мероприятий по недопущению возникновения и распространения указанных заболеваний возлагается на ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы Ульяновской области, которые проводятся на основании планов проведения диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Ульяновской области.
В соответствии с Положением о департаменте ветеринарии Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.10.2010 N 122-П, Департамент является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Департамент реализует на территории Ульяновской области единую государственную политику в сфере ветеринарии, в том числе обеспечивает защиту населения от болезней, общих для человека и животных, организует проведение на территории Ульяновской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
В полномочия департамента входят участие в реализации на территории Ульяновской области мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных болезней животных, включая сельскохозяйственных, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; осуществление регионального государственного ветеринарного надзора посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; проведение мероприятий ограничительного и профилактического характера, направленных на обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия; выявление и установление причин возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Департамент для осуществления возложенных на него функций и полномочий имеет право, в том числе: беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям.
Статьей 18 Закона о ветеринарии установлено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" бруцеллез внесен в этот перечень.
Обязанности владельцев по предупреждению заражения животных бруцеллезом установлены в документе "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 2. Бруцеллез. Санитарные правила. СП 3.1.085-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.1302-96" (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23, далее - Правила).
В силу пунктов 3.2.2.2, 3.2.2.6, 3.2.2.9, 3.2.3.2 Правил в целях своевременного выявления бруцеллеза в благополучных хозяйствах и населенных пунктах в плановом порядке обязательному исследованию на эту болезнь подвергают быков-производителей, в хозяйствах, поставляющих молоко в детские и медицинские лечебные учреждения, санатории, дома отдыха и торговую сеть по прямым связям, крупный рогатый скот исследуют на бруцеллез два раза в год в РА и РСК или в РА и РИД (весной и перед постановкой на стойловое содержание). Повторно животных исследуют на бруцеллез серологическими методами через 15-30 дней.
Заболевание бруцеллезом считается установленным: при выделении культуры бруцелл из биоматериала или положительной биопробы, а также при положительных результатах серологических исследований невакцинированных животных в следующих показателях: для КРС - РА с наличием антител 200 МЕ/мл и выше; для всех видов животных РСК в разведении сыворотки 1:5 и выше; при выявлении в стадах крупного рогатого скота, ранее подвергавшихся вакцинации против бруцеллеза, положительно реагирующих животных только в РА не выше 200 МЕ/мл и РСК в разведении сыворотки крови не выше 1:10 проводят повторное исследование через 15 - 30 дней в РА, РСК и РИД. При повышении титров РА и/или РСК или положительной РИД заболевание считается установленным.
В соответствии с пунктом 4.2.5 Наставления по диагностике бруцеллеза животных, утвержденного Минсельхозом РФ 29.09.2003 N 13-5-02/0850, при выявлении среди не иммунизированных противобруцеллезными вакцинами крупного рогатого скота реагирующих только в РА с содержанием антител 50-100 МЕ, считают сомнительно реагирующими и исследуют повторно через 15-30 сут. При повышении титров заболевание считают установленным. При выявлении в неблагополучных по бруцеллезу стадах крупного рогатого скота, ранее не иммунизированных животных, положительно реагирующих в РА с содержанием 100 МЕ антител и выше, признают больными.
Судебными инстанциями установлено, что 04.12.2013 в хозяйстве ИП Ковальчука Д.А. проводился комплекс мероприятий, включающий в себя проведение плановой диспансеризации по договору на оказание платных ветеринарных услуг между предпринимателем и ОГБУ "Барышская райСББЖ" от 25.04.2013, мероприятий по программе производственного контроля, утвержденной предпринимателем.
Факт оказания ветеринарных услуг подтверждается актами от 04.12.2013, 05.12.2013 N 253, счетом-фактурой от 05.12.2013 N 253, платежным поручением от 23.12.2013 N 6569.
Одновременно на основании вышеуказанных норм и плана противоэпизоотических мероприятий на 2013 год проводились плановые противоэпизоотические мероприятия: исследования животных на туберкулез, бруцеллез, лейкоз.
Материалами дела (вышеуказанные результаты лабораторных исследований по экспертизе) подтверждается факт установления бруцеллеза крупного рогатого скота (бык-производитель) в хозяйстве ИП Ковальчука Д.А., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, село Беликово.
Допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании в соответствии со статьей 56 АПК РФ Нестерова Светлана Александровна - должностное лицо ОГБУ "Ба-рышская райСББЖ", исполнитель исследований по экспертизе, и зав. отдела серологии ОГБУ "Симбирский центр ветеринарной медицины" Коцюба Светлана Анатольевна, подтвердили проведение серологических исследований проб крови спорного быка-производителя в соответствии с Ветеринарными правилами ВП 13.3.1302-96, а также Наставлением по диагностике бруцеллеза животных, утвержденным Минсельхозом РФ 29.09.2003 N 13-5-02/0850. Свидетели отрицали вероятность того, что пробы крови могли быть перепутаны (довод заявителя), каждой пробе присваивается номер, ее идентифицирующий.
В свою очередь, факт взятия пробы крови у спорного быка-производителя в рамках указанных мероприятий не оспорен предпринимателем.
Информация о выполнении плана противоэпизоотических мероприятий направляется Минсельхозу России на основании приказа от 02.04.2008 N 189, в соответствии с которым районные, межрайонные, зональные ветеринарные лаборатории, диагностические отделы направляют ветеринарным лабораториям субъектов Российской Федерации срочный отчет о выявлении карантинных и особо опасных болезней животных по результатам лабораторных исследований в течение 12 часов после получения положительного результата.
В соответствии со статьей 17 Закона о ветеринарии в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.
В акте проверки от 13.02.2014 N 4 Управления Россельхознадзора Ульяновской области указано, что Департаментом переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии исполняются согласно планам ограничительных мероприятий по профилактике и предупреждению заноса заразных болезней животных на территорию Ульяновской области.
Об отсутствии нарушений при наложении карантина по бруцеллезу крупного рогатого скота и проведении оздоровительных мероприятий, признании действий Департамента законными и обоснованными со ссылкой на указанный акт проверки указано и в письме депветеринарии Минсельхоза России от 28.03.2014 N 25/867.
Кроме того, судебными инстанциями из материалов дела установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в период с 15 по 29.01.2014 было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование в отношении ИП Ковальчука Д.А., по результатам которого предприниматель постановлениями Барышского городского суда Ульяновской области от 13.02.2014 и 17.02.2014 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ об установлении карантина, согласовании и утверждении оздоровительных мероприятий вынесен директором Департамента в рамках предоставленных должностных полномочий при наличии установленных оснований в соответствии с перечисленными нормативными положениями.
Довод ИП Ковальчука Д.А. о том, что его своевременно не поставили в известность о выявленном заболевании, не предоставили результаты исследований, в связи с чем он не смог воспользоваться правом проведения независимой экспертизы, обоснованно не принят во внимание и отклонен судебными инстанциями, поскольку он не является основанием для признания недействительным приказа об установлении карантина по бруцеллезу, учитывая установленную законом оперативность в принятии неотложных мер по ликвидации данного заболевания в связи с его особой опасностью для людей и соблюдение в данном случае баланса частного и публичных интересов.
В свою очередь, Департаментом, ОГБУ "Барышская райСББЖ" о полученных результатах предприниматель был уведомлен в день их получения 12.12.2013.
Кроме того, судебными инстанциями приняты во внимание обстоятельства того, что своевременность принятия мер по выявлению, ликвидации заболевания, проведение оздоровительных мероприятий позволило сохранить поголовье скота в хозяйстве предпринимателя (отрицательные результаты проб на бруцеллез 03.01.2014).
Доводам ИП Ковальчука Д.А. о том, что в его хозяйстве не было установлено заболевание у КРС (быка-производителя) бруцеллез также была дана надлежащая правовая оценка, а доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку.
Доводы, влияющие на законность обжалуемых судебных актов и являющиеся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены, в кассационной жалобе не усматриваются.
С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Оценка имеющихся в деле доказательств, произведена арбитражными судами в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело суды к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу N А72-3424/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Информация о выполнении плана противоэпизоотических мероприятий направляется Минсельхозу России на основании приказа от 02.04.2008 N 189, в соответствии с которым районные, межрайонные, зональные ветеринарные лаборатории, диагностические отделы направляют ветеринарным лабораториям субъектов Российской Федерации срочный отчет о выявлении карантинных и особо опасных болезней животных по результатам лабораторных исследований в течение 12 часов после получения положительного результата.
...
Об отсутствии нарушений при наложении карантина по бруцеллезу крупного рогатого скота и проведении оздоровительных мероприятий, признании действий Департамента законными и обоснованными со ссылкой на указанный акт проверки указано и в письме депветеринарии Минсельхоза России от 28.03.2014 N 25/867.
Кроме того, судебными инстанциями из материалов дела установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в период с 15 по 29.01.2014 было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование в отношении ИП Ковальчука Д.А., по результатам которого предприниматель постановлениями Барышского городского суда Ульяновской области от 13.02.2014 и 17.02.2014 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 февраля 2015 г. N Ф06-19510/13 по делу N А72-3424/2014