г. Казань |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А12-23003/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2014 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 29.10.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-23003/2014
по заявлению Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский областной геронтологический центр" (ИНН 3442049417, ОГРН 1033400170715) к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (ИНН 3444115626, ОГРН 1043400325429), с участием третьего лица: Министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области (ИНН 3444059322, ОГРН 1023403456570), о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский областной геронтологический центр" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области, административный орган) от 06.06.2014 N 07-36/26/07-14-11/2019.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее - Минсоцтруда Волгоградской области).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, требования Учреждения удовлетворены.
Признано недействительным предписание ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области от 06.06.2014 N 07-36/26/07-14-11/2019, выданное заявителю, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). С ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области в пользу учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, и принять новый судебный акт.
В своих отзывах заявитель и Минсоцтруда Волгоградской области, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что на основании обращения Главного федерального инспектора по Волгоградской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе от 20.03.2014 N А52-14-329 в Учреждении проведена выездная проверка целевого использования средств, выделенных в 2013 году Правительству Волгоградской области из резервного фонда Президента Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу, что в нарушение части 1 статьи 306.4 БК РФ, распоряжения Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп "О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации для учреждений социального обслуживания", пункта 2.3.2 Соглашения от 08.05.2013 N 141/ЦС/2013 "О предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" Учреждением допущено нецелевой использование средств, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации, на сумму 12 500 руб.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2014, в котором указано, что Учреждением приобретен проточный электрический водонагреватель в количестве 1 единицы на сумму 12 500 руб., который является электроприбором для нагрева жидкостей, бытовым, а не оборудованием для пищеблока и прачечной.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области предписания N 07-36/26/07-14-11/2019 от 06.06.2014, в котором содержатся требования об устранении выявленных нарушений: в соответствии с пунктом 2.3.2 Соглашения от 08.05.2013 N 141/ЦС/2013 "О предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" возвратить Минсоцтруда Волгоградской области средства бюджета Волгоградской области (субсидии) в сумме 12 500 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства, выделенные из резервного фонда Президента Российской Федерации, использованные не по целевому назначению.
Не согласившись с выданным предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
В соответствии со статьей 265 БК РФ и Административным регламентом N 75н Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 БК РФ).
Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп в целях улучшения социального обслуживания пожилых граждан Правительству Волгоградской области в 2013 году выделены для Учреждения средства из резервного фонда Президента Российской Федерации на приобретение оборудования для пищеблока и прачечной, в общей сумме 1 000 000 руб.
Приказом Министерства соцзащиты Волгоградской области от 24.04.2013 N 351 утверждены порядок реализации Распоряжения Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп в 2013 году, план реализации Распоряжения Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп в 2013 году, перечень учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп, перечень товаров, работ и услуг, приобретаемых учреждениями в 2013 году в разрезе каждого учреждения.
Между Минсоцзащиты Волгоградской области и Учреждением 08.06.2013 заключено соглашение N 141/ЦС/2013 о предоставлении Учреждению субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных Распоряжением от 13.12.2012 N 566-рп.; субсидия предоставлена по следующим кодам бюджетной классификации: 825 "Министерство социальной защиты населения Волгоградской области", раздел (подраздел) - 1002 "Социальное обслуживание населения", целевая статья 070 02 00 "резервный фонд Президента Российской Федерации", вид расходов - 612 "Субсидии бюджетным организациям на иные цели", КОСГУ - 310 "Увеличение стоимости основных средств".
В перечень товаров, работ и услуг, приобретаемых Учреждением в 2013 году за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства из резервного фонда Президента Российской Федерации, утверждённый приложением N 6 к приказу Министерства соцзащиты Волгоградской области от 24.04.2013 N 351, включен Проточный водонагреватель АЕG Pin Control 13 на сумму 12 500 руб.
Приказом Министерства соцзащиты Волгоградской области от 06.09.2013 N 851 внесены изменения в перечень от 24.04.2013 N 351: проточный водонагреватель АЕG Pin Control 13 был заменен на проточный водонагреватель Воsсh ЕD 12-2 S на сумму 12 500 руб. Согласно договору поставки от 18.06.2013 N 3235, заключенному с ООО "Оборудованиеторг", Учреждением приобретен проточный водонагреватель Воsсh ЕD 12-2 S в количестве 1 шт. на сумму 12 500 руб.
Согласно инвентарной карточке учета основных средств от 15.11.2013 N 023, проточный водонагреватель Воsсh ЕD 12-2S в количестве 1 шт. на сумму 12 500 руб. принят Учреждением к бухгалтерскому учету, установлен в пищеблоке Учреждения и используется для хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения.
В обоснование законности вынесенного предписания Управление ссылается на то, что в соответствии с сертификатом соответствия продукции по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - ОКП 005-93), продукция "проточный электрический водонагреватель" соответствует коду ОКП 34 6842 "Электроводонагреватели проточные" (класс продукции 34 0000 "Оборудование и материалы электротехнические", подкласс продукции "Оборудование светотехническое и изделия электроустановочные. Лампы электрические. Изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода", группа 34 6800 "Изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода электротехнические", подгруппа 34 6840 "Электроприборы для нагрева жидкостей бытовые").
Кроме того, ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области ссылается на то, что проточный водонагреватель Воsсh ЕD 12-2 S это бытовой прибор, а не технологическое оборудование.
Судами отмечено, что согласно "Введению" в ОКП 005-93 его структура представляет собой пятиступенчатую иерархическую классификацию, что означает (подчинение) постепенный переход от общего к частному, т.е. от класса продукции, к виду конкретной продукции. В связи с чем, нельзя сделать вывод о том, что вид продукции 34 6842 "Электроводонагреватели проточные", отнесенный к классу продукции 34 000 "Оборудование и материалы электротехнические" не является оборудованием.
ОКП 005-93 не дает понятий "оборудование", "технологическое оборудование" и "прибор", в связи с чем, отсутствует их понятийное различие. Класс продукции 34 000 "Оборудование и материалы электротехнические" включает в себя два вида продукции электротехнической "оборудование" и "материалы". Продукция "оборудование" представлена в семи подклассах 34 1000 - 34 8000, продукция "материалы" отражается в подклассе 34 9000.
Таким образом, учитывая построение ОКП 005-93, приборы бытовые "Электроводонагреватели проточные" по коду продукции 34 6842, отнесены к подклассу продукции 34 600 и по классу 34 000 ОКП 005-93 относятся к оборудованию.
Согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп в целях улучшения социального обслуживания пожилых граждан, Правительству Волгоградской области в 2013 году выделены для Учреждения средства из резервного фонда Президента Российской Федерации на приобретение оборудования для пищеблока и прачечной.
Данный проточный водонагреватель установлен в пищеблоке и непосредственно связан с технологическим процессом, обеспечивающим питание пожилых граждан и инвалидов, проживающих в Учреждении.
Потребность Учреждения в приобретении и установке проточного водонагревателя в пищеблоке была обусловлена Гигиеническими требованиями к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.2564-09), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Согласно пункту 5.1 СанПин 2.1.2.2564-09 организации здравоохранения и социального обслуживания, предназначенные для постоянного проживания престарелых и инвалидов, должны быть оборудованы системами хозяйственно - питьевого и горячего водоснабжения. Необходимо предусматривать резервные или автономные системы по обеспечению горячего и холодного водоснабжения.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что средства, выделенные в 2013 году Правительству Волгоградской области из резервного фонда Президента Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп, фактически были использованы Учреждением по целевому назначению, а оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы учреждения сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по возврату денежных средств в бюджет.
В кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, дает свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что проточный водонагреватель Воsсh ЕD 12-2 S не относится к "оборудованию", а является прибором бытовым для нагрева жидкостей, и его приобретение не соответствовало целям, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп.
Доводы кассационной жалобы заявлялись административным органом в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2014 и постановление Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 29.10.2014 по делу N А12-23003/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Потребность Учреждения в приобретении и установке проточного водонагревателя в пищеблоке была обусловлена Гигиеническими требованиями к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.2564-09), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Согласно пункту 5.1 СанПин 2.1.2.2564-09 организации здравоохранения и социального обслуживания, предназначенные для постоянного проживания престарелых и инвалидов, должны быть оборудованы системами хозяйственно - питьевого и горячего водоснабжения. Необходимо предусматривать резервные или автономные системы по обеспечению горячего и холодного водоснабжения.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что средства, выделенные в 2013 году Правительству Волгоградской области из резервного фонда Президента Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп, фактически были использованы Учреждением по целевому назначению, а оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы учреждения сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по возврату денежных средств в бюджет.
В кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, дает свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что проточный водонагреватель Воsсh ЕD 12-2 S не относится к "оборудованию", а является прибором бытовым для нагрева жидкостей, и его приобретение не соответствовало целям, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 13.12.2012 N 566-рп."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2015 г. N Ф06-20408/13 по делу N А12-23003/2014