г. Казань |
|
18 февраля 2015 г. |
Дело N А12-16181/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
истца - Кулясова В.С., доверенность от 25.03.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская АгроПромышленная Компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-16181/2014
Волгоградская АгроПромышленная Компания" (ИНН 3404004704, ОГРН 1023405364234) к Волгоградской области в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944) о возмещении убытков в размере 3 133 369 руб., при участии третьих лиц: Правительства Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547), Министерства финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН1063444006922),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоградская АгроПромышленная Компания" (далее - ООО "ВАПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (далее - ответчик) о взыскании 3 133 369 руб. убытков, возникших в связи с неполной выплатой субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученных в российских кредитных организациях на срок до 10 лет организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйства Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Волгоградской области в лице главного распорядителя средств областного бюджета - Министерства сельского хозяйства Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу ООО "ВАПК" взыскано 3 133 369 руб. убытков, возникших в связи неполной выплатой субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 10 лет организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйства Волгоградской области, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 38 666 руб. 84 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт об отказе в иске.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как противоречащий нормам материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, судебная коллегия исходит из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ОАО "ВАПК" является выращивание сельскохозяйственных культур, а также разведение скота, свиней, овец, коз; производство из продуктов животноводства и т.д.
Исходя из определения в статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" истец является сельскохозяйственным товаропроизводителем, что также никем не оспаривается.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.06.2009 N 185-п (в редакции от 25.12.2012) утверждена долгосрочная областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области" на 2009-2012 годы".
Разработчиком и государственным заказчиком этой программы является Минсельхоз Волгоградской области.
Общий объем финансирования Программы на 2009-2012 годы - 51270,978 млн. руб., в том числе из: федерального бюджета - 4676,847 млн. руб.; областного бюджета - 4713,037 млн. руб.; внебюджетных источников - 41881,094 млн. руб. (в редакции от 25.12.2012 N 633-п).
К перечню мероприятий по названной Программе отнесено субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009 N 114-п (далее - Постановление N 114-п) (действовало до 27.05.2013) в целях укрепления материально-технической базы и финансово-экономического положения организаций агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских фермерских хозяйств были утверждены: "Порядок возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 2 лет организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Волгоградской области"; "Порядок возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 10 лет организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Волгоградской области".
Одновременно была образована комиссия по определению организаций агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области, имеющих право на возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и утвержден её состав.
В Положении о комиссии сказано, что материально-техническое обеспечение работы комиссии осуществляет Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (сейчас - Министерство сельского хозяйства Волгоградской области).
Контроль за соблюдением заемщиками условий предоставления субсидий также осуществляет Комитет (Минсельхоз).
Из материалов дела следует, что ОАО "ВАПК" заключило с ОАО "Сбербанк России" в лице Волгоградского отделения N 8621 договор от 29.07.2010 N 24/10 об открытии невозобновляемой кредитной линии с целевым использованием финансирование инвестиционных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и автотранспорта. В период с августа по сентябрь 2010 года банк перечислил истцу кредит в сумме 231 006 819 руб. Полученные кредитные средства истец израсходовал на оплату поставленной ему сельскохозяйственной техники.
На основании Постановления N 114-п истец подал в Минсельхоз области заявку на получение субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору, представив документы на получение субсидии на сумму 23 346 454 руб.
Согласно протоколу заседания комиссии по определению организаций агропромышленного комплекса, имеющих право на возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам от 27.07.2011 N 2, кредитный договор заёмщика ОАО "ВАПК" от 29.07.2010 N 24/10 включен в реестр на выплату субсидий с плановым расчётом на сумму 28 087 557 руб.
Платёжным поручением от 01.11.2011 N 617010 Минсельхоз перечислил истцу субсидию в размере 3 378 077 руб.
В письме N 18-07-04-41-04/8575 от 05.11.2013 (на запрос истца) Минсельхоз сообщил, что задолженность перед истцом по субсидиям за 2011 год составила 3 133 369 руб. и подлежала выплате в 2012 году, но предусмотренные областным бюджетом на 2012 год средства не позволили осуществить финансирование задолженности за 2011 год.
Наличие задолженности перед истцом по субсидии в размере 3 133 369 руб. Минсельхоз подтвердил также и в письме N 18-07-04-41-04/10465 от 30.12.2013, одновременно указав, что финансирование данной задолженности в 2013 году не предполагается, так как это не предусмотрено областным бюджетом на 2013 год и к тому же Постановление N 114-п утратило силу.
Вышеуказанные обстоятельства послужили истцу основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности, а также доказанности размера убытков.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
В пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (часть 3 статьи 78 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий на государственную поддержку кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса, а также порядок возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на срок до 10 лет, определены в Постановлении Администрации Волгоградской области N 114-п.
Субсидия может быть выплачена при совокупности двух условий - установление в областном законе на соответствующий финансовый год такой статьи расходов бюджета и факт реальной выплаты заемщиком начисленных процентов по кредитным договорам.
В пункте 2 статьи 10 Закона Волгоградской области от 20.12.2010 N 2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон N 2139-ОД) определено, что возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2011 годах на срок от 2 до 10 лет является мерой государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса и осуществляется комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 2139-ОД порядок и условия предоставления субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Волгоградской области.
В приложении N 10 к Закону N 2139-ОД расходы областного бюджета на 2011 год на финансирование мероприятий, предусмотренных Программой развития, предусмотрены в сумме 1 933 527,5 тысяч руб., из них:
- 102 167,5 тыс. руб. - субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2011 годах на срок от 2 до 10 лет (целевая статья расходов 5 220 208).
Согласно статье 6 БК РФ:
- бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства ответчика по выплате субсидий истцу являются бюджетными и публичными обязательствами, которые должны были быть исполнены до 31.12.2011.
Фактически ответчиком данные обязательства исполнены ненадлежащим образом, поскольку субсидии были выплачены лишь частично.
При разрешении спора суд исходил из того, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Реальные расходы ОАО "ВАПК" по выплате процентов банку по долгосрочному инвестиционному кредиту в той части, в отношении которой у Волгоградской области перед ОАО "ВАПК" возникли расходные бюджетные обязательства, подпадают под определение убытков, подлежащих возмещению.
Материально-правовой интерес истца заключается во взыскании с публично-правового образования денежных средств, не полученных им в результате неисполнения обязательства по предоставлению предусмотренной нормативными актами субъекта Федерации субсидии на компенсацию расходов по приобретению технологического оборудования по одобренному инвестиционному проекту.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новый судебный акт, апелляционный суд исходил из недоказанности возникновения у истца убытков, причиненных ответчиком, отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками, указав, что из Законов Волгоградской области на 2011, 2012 и 2013 годы и плановые периоды видно, что ими были изменены критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий для возмещения процентной ставки по кредитам на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают из законодательных актов.
Суд апелляционной инстанции также указал, что обязательный характер выплаты субсидий для возмещения процентной ставки по кредитам не установлен ни в самом Постановлении N 114-п, ни в каком-либо нормативном правовом акте Волгоградской области или Российской Федерации.
Кроме того, апелляционный суд посчитал, что данный вывод согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Поволжского округа по аналогичному спору по делу N А12-159/2014.
Однако такие выводы являются ошибочными и противоречат вышеприведенным нормам права, а также фактическим обстоятельствам дела.
В рамках дела N А12-159/2014 имели место иные обстоятельства, поскольку отказ в выплате субсидии был обусловлен не изменением критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий для возмещения процентной ставки по кредитам на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, а тем, что срок возврата заемных средств по положенному в основание получения субсидий кредитному договору был продлен до 15.10.2013.
Поскольку по настоящему делу выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права, решение от 17.07.2014 подлежит оставлению в силе, а постановление апелляционного суда - отмене как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А12-16181/2014 отменить, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Волгоградской области в лице главного распорядителя средств областного бюджета - Министерства сельского хозяйства Волгоградской области за счёт средств казны Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская АгроПромышленная Компания" (ИНН 3404004704, ОГРН 1023405364234) судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 2000 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и перераспределить судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (часть 3 статьи 78 БК РФ).
...
Согласно статье 6 БК РФ:
...
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2015 г. N Ф06-20280/13 по делу N А12-16181/2014