г. Казань |
|
18 февраля 2015 г. |
Дело N А55-4522/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Гарифуллиной К.Р.,
при участии представителей:
истца - Рой Т.В. (доверенность от 05.12.2014 N 310), Юн А.В. (доверенность от 05.12.2014),
ответчика - Годковой М.М. (доверенность от 01.12.2014), Полякова С.А. (доверенность от 01.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2014 (судья Бунеев Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-4522/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 31 682 руб. 30 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ЗАО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами 31 682 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что представленные истцом акты общей формы не соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, памятки приемосдатчика должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, перевозчиком нарушалось технологическое время уборки вагонов, плата за время ожидания подачи или приемки вагонов согласно пункту 17(б) договора подлежит начислению только при условии, что задержка привела к нарушению срока доставки груза.
В судебном заседании 10.02.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыва до 14 час. 50 мин. 17.02.2015. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (согласно решению акционера N 1 от 01.02.2012 переименован в ЗАО "РН-Транс", владелец) заключен договор N ЮТС/591/2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожной станции Дземги Дальневосточной железной дороги, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Дземги локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 14 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы на количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций: погрузка нефтепродуктов - 2,0 часа; выгрузка нефти - 2 часа. Технологические нормы на выполнение сдвоенных операций, выгрузка нефти и погрузка нефтепродуктов - 4 часа.
Согласно пункту 17 "б" договора в согласованной редакции протокола разногласий владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от владельца.
Пунктом 18 договора определено, что сборы и платы вносятся путем списания перевозчиком денежных средств с единого лицевого счета владельца на основании договора на организацию расчетов, заключенного между ЗАО "РН-Транс" и ОАО "РЖД".
Между ОАО "РЖД" и ЗАО "РН-Транс" 29.11.2010 заключен договор N ЭР/11 на организацию расчетов, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом (ЗАО "РН-Транс") провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей.
Пунктом 2.1.11 дополнительного соглашения N 2 к договору на организацию расчетов от 29.11.2010 N ЭР/11 установлено, что в случае нарушения клиентом (ЗАО "РН-Транс"), являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента, являющего грузополучателем, взимается плата за время нахождение таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
В феврале 2013 года с различных железнодорожных станций грузоотправителем ЗАО "РН-Транс" г. Новокуйбышевск в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс" г. Комсомольск-на-Амуре были отправлены вагоны с грузом "Нефть сырая" по железнодорожным накладным N ЭХ109002, ЭХ231839, ЭХ404551, ЭХ123577, ЭХ123625, ЭХ248279, ЭХ248386, ЭХ223865, ЭХ224081, ЭХ102640, ЭХ231815, ЭХ113849, ЭФ113803, ЭХ083195, ЭХ083160, ЭХ188805, ЭХ113939, ЭХ374440, ЭХ083226, ЭХ091344, ЭХ319725, ЭХ083256, ЭХ113892, ЭХ091271 до станции назначения Дземги Дальневосточной железной дороги.
Срок доставки истекал с 20.02.2013 по 27.02.2013.
В адрес ответчика спорные вагоны с грузом прибыли с 18.02.2013 по 21.02.2013, о чем в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 5 договора N ЮТС/591/2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ответчик был уведомлен по телефону о времени подачи вагонов на подъездной путь.
В связи с отказом грузополучателя в приеме груза под выгрузку на подъездные пути, на объявленное время подачи, вагоны простаивали на путях станции.
Грузополучателем были нарушены технологические сроки оборота вагонов, что отражено в памятке приемосдатчика, подтверждающих занятость фронтов выгрузки ЗАО "РН-Транс".
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Время и причина задержки спорных вагонов на путях станции подтверждается актами общей формы N N 4/1490, 4/1492, 4/1489, 4/1491, 4/1483, 4/1484, 4/1485, 4/1486, 4/1487, 482, 4/1488, 4/1476, 4/1480, 4/1475, 4/1481, 4/1474. 4/1478, 4/1473, 4/1477, 4/1472, 4/1479, -об, 4/1467, 4/1468, 4/1464, 4/1465, 4/1469, 4/1463, 4/1470, 4/1462, 4/1471, 4/1459, 4/1461, -58, 4/1460, 4/1454, 4/1457, 4/1453, 4/1455, 4/1451, 4/1452, 4/1456, 4/1445, 4/1446, 4/1444, 147, 4/1443, 4/1448, 4/1442, 4/1449, 4/1438, 4/1439, 4/1440, 4/1441, 4/1450, 4/1436, 4/1437, -34. 4/1435, 4/1429, 4/1433, 4/1422, 4/1423, 4/1424, 4/1425, 4/1426, 4/1427, 4/1428, 4/1432, -21. 4/1431, 4/1416, 4/1417, 4/1418, 4/1419, 4/1420, 4/1430 и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Данные акты были предъявлены на подпись представителю ЗАО "РН-Транс", однако последний от подписи отказался, о чем также имеется соответствующая запись.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в силу того, что ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Грузополучателем на железнодорожной станции назначения нарушены время подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от ЗАО "РН-Транс". Следовательно, с клиента, являющего грузополучателем, взимается плата за время нахождение таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к договору N ЭР/11 на организацию расчетов.
Сумма платы за пользование вагонами составила 31 682 руб. 30 коп.
В соответствии с пунктом 6.2 договора N ЭР/11 от 29.11.2010 на организацию расчетов с ЗАО "РН-Транс" в случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение Арбитражного суда Самарской области.
Поскольку ответчик долг не погасил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
На основании статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьями 55 и 56 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования; подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26 от 18.06.2003 утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункту 1.7 указанных Правил на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
Статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении.
Пунктом 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26 от 18.06.2003, сдача и прием вагонов с проверкой пригодности в техническом и коммерческом отношении, в том числе с грузами при обслуживании локомотивом, принадлежащим перевозчику, производятся на местах погрузки, выгрузки, а при обслуживании локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных железнодорожных путях.
Порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Как установлено пунктом 3 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 28 от 18.06.2003, основанием для выделения грузоотправителю вагона под перевозку груза является наличие заявки на перевозку груза, согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), а также согласие перевозчика (виза) в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
В соответствии со статьей 11 УЖТ РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Сведения, изложенные в согласованной заявке, содержат в себе количество планируемых к перевозке вагонов на указанный в заявке период без указания на конкретные вагоны.
Ответчиком в материалы дела не представлены как сама заявка с указанием в ней на период действия, так и иные документы подтверждающие факт прибытия спорных вагонов ранее согласованной даты в заявке. Кроме того, заявка считается выполненной в том случае, если для грузоотправителя подано определенное в заявке количество вагонов.
В соответствии со статьей 34 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон (статья 34 УЖТ РФ).
В силу пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути на основании памятки приемосдатчика.
Памятки приемосдатчика являются двусторонним документом. Таким образом, представитель ответчика, подписывая памятку без возражений, удостоверяет таким образом изложенную в ней информацию.
Из анализа представленных в материалы дела памяток приемосдатчика судебные инстанции пришли к выводу, что вагоны ЗАО "РН-Транс" выгружались с нарушением установленных в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования норм - вместо 3-х часов груз выгружался по 5-16 часов.
Большое скопление вагонов, прибывающих в адрес ответчика в спорный период, возникло не из-за раннего прибытия груза, а из-за нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку груза, установленных в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Ответчик документально не обосновал свой довод о прибытии спорных вагонов ранее согласованной даты в заявке. Не представил доказательств, что спорные вагоны должны были прибыть по заявке на следующий месяц (а не в текущем месяце), т.к. при учете факта выполнения заявки учитывается количество прибывших вагонов.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта обшей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. Так, на станции назначения перевозчиком были составлены акты общей формы фиксирующие период простоя спорных вагонов на путях общего пользования (с момента дачи уведомления ГУ-2 о времени подачи под грузовую операцию плюс два часа до момента освобождения фронтов выгрузки грузополучателя).
ОАО "РЖД" не известны основания и причины по которым от времени простоя вагонов на путях общего пользования должно быть отнято время, предусмотренное для выгрузки груза из вагонов. Время простоя фиксируется актами общей формы за фактическое нахождение вагонов на путях станции и плата рассчитывается исходя из этого времени.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судебных инстанций.
Акты общей формы исследовались в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими период простоя вагонов по вине ответчика на путях общего пользования, а именно: памятками приемосдатчика, дорожными ведомостями, накопительными ведомостями, выписками из книги уведомлений о времени подачи и уборки вагонов под погрузку и выгрузку. Расчёт количества часов простоя вагонов, а также подлежащая взысканию плата за пользование выгонами признаны судебными инстанциями соответствующими фактическим обстоятельствам дела и условиями договора.
Переоценка установленных по делу обстоятельств, согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу N А55-4522/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон (статья 34 УЖТ РФ).
В силу пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути на основании памятки приемосдатчика.
...
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2015 г. N Ф06-19508/13 по делу N А55-4522/2014