г. Казань |
|
05 марта 2015 г. |
Дело N А72-9844/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СмартМобайл"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2014 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А72-9844/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартМобайл" к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2014 N 04-14/286/2 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СмартМобайл" (далее - ООО "СмартМобайл") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО) о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2014 N 04-14/286/2 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СмартМобайл", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что МРУ Росфинмониторинга по ПФО была проведена проверка деятельности ООО "СмартМобайл" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
По результатам проверки в отношении Общества составлены акт от 23.06.2014 N 45 и протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении общества от 25.06.2014 N 04-14/286/2, поскольку обществом не были исполнены требования
Административным органом вынесено постановление от 09.07.2014 N 04-14/286/2 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В части 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ ООО "СмартМобайл" относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по организации и осуществлению процедур внутреннего контроля.
В соответствии со статье 3 Закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Административным органом установлено, что ООО "СмартМобайл" при заключении договоров беспроцентного займа с ООО "Инвестиционная группа Основа", ООО "Инновация", ООО "ЦентрИнвест", отвечающих признакам повышенной степени риска, уровень риска как повышенный не присвоен и нигде не зафиксирован, в том числе, при принятии на обслуживание.
Отсутствие присвоения и фиксирования уровня риска клиентам, учитывая характер взаимоотношений с фирмами, свидетельствует о неисполнении ООО "СмартМобайл" утвержденных 28.01.2010 правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, а также отсутствие осуществления внутреннего контроля в Обществе.
ООО "СмартМобайл" как организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязано принимать меры, направленные на ПОД/ФТ в отношении всех своих контрагентов без исключения по осуществлению внутреннего контроля и идентификации их относительно лиц, указанных в Перечне.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что в результате отсутствия надлежащей организации и осуществления ООО "СмартМобайл" внутреннего контроля, операции, подлежащие обязательному контролю (на сумму более 37 000 000 рублей), не выявлены и в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены.
Довод Общества о том, что под понятие клиента в соответствии с Законом N 115-ФЗ не подпадают лица, с которыми он заключал договоры беспроцентного займа, что операторам по приему платежей необходимо отслеживать операции связанные исключительно с приемом платежей, обоснованно не принят во внимание и отклонен судебными инстанциями.
Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (в ред. от 03.09.2012) "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2011 N 21239) принят в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, в котором законодатель установил в ст. 6 ФЗ ряд операций, подлежащих обязательному контролю для всех видов организаций, поименованных в ст. 5 ФЗ, сведения о которых должны выявляться и в установленном порядке и направляться в уполномоченный орган.
Судебные инстанции в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и сделали обоснованный вывод о том, что общество не приняло все зависящие от него и достаточные меры для соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ и размере штрафа основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и не подлежат переоценке.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о доказанности факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения, что подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении. Вина общества административным органом установлена. Судами проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения к ответственности, нарушений, которые могли бы повлечь признание незаконным постановления, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А72-9844/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (в ред. от 03.09.2012) "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2011 N 21239) принят в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, в котором законодатель установил в ст. 6 ФЗ ряд операций, подлежащих обязательному контролю для всех видов организаций, поименованных в ст. 5 ФЗ, сведения о которых должны выявляться и в установленном порядке и направляться в уполномоченный орган.
...
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ и размере штрафа основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и не подлежат переоценке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2015 г. N Ф06-20436/13 по делу N А72-9844/2014