г. Казань |
|
18 марта 2015 г. |
Дело N А55-13851/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э. И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
ответчика - Маслова И.С., доверенность от 29.12.2014, Устинова О.В., доверенность от 29.12.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Рогалева Е.М., Шадрина О.Е.) по делу N А55-13851/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА" г. Самара (ИНН 6311043167, ОГРН 1026301520970) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 02.06.2014 N 14/16с-39, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка", г. Самара, Министерство строительства Самарской области, г. Самара, общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - заявитель, общество, ООО "РАА") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровый стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Самарской области от 02.06.2014 N 14/16с-39; обязании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РАА" путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 общей площадью 15 534,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по ул. Красных Коммунаров/ул. 22 Партсъезда в размере его рыночной стоимости в размере 47 504 200 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка" (далее - "Лига-Консалт Оценка"), Министерство строительства Самарской области, общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков" (далее - ООО "Российское общество оценщиков").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 153N АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, ООО "РАА" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515, относящегося к категории "земли населенных пунктов", находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, по ул. Красных Коммунаров/ул. 22 Партсъезда площадью 15 534,40 кв. м на основании договора аренды земельного участка от 20.08.2009 N 485, заключенного с Министерством строительства Самарской области.
На основании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, в государственный кадастр недвижимости 25.11.2013 (дата вступления в силу данного постановления) внесены сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка - 126 546 954,3 руб.
Указанная стоимость подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 16.04.2014 N 63-00-102/14-269449.
Министерство строительства Самарской области письмом от 03.03.2014 N 3/1485 уведомило заявителя об изменении размера арендной платы в связи с принятием Правительством Самарской области постановления от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Новый расчет определения размера арендной платы в месяц предусматривает увеличение оплаты арендной платы в 5 раз.
ООО "РАА" на основании отчета от 25.03.2014 N 1633/14, подготовленного ООО "Лига-Консалт Оценка", согласно которому рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2013, составляет 47 504 200 рубля (далее - отчет оценщика), 20.05.2014 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - комиссия) с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного участка в размере рыночной на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, приложив к заявлению все предусмотренные законодательством документы, в том числе отчет об оценке от 25.03.2014 N 1633/14, составленный ООО "Лига-Консалт Оценка", а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 25.04.2014 N 1112/2014 о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Решением комиссии от 02.06.2014 N 14/16с-39 (далее - решение комиссии) заявление ООО "РАА" отклонено со ссылкой на отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением от 13.11.2013 N 610, более чем на тридцать процентов, на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям статьи 11 Закон об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, а именно:
1. Содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета, а также допускать неоднозначного толкования (статья 11 Федерального закона N 135, пункт 4 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (принцип однозначности):
- задание на оценку и описание объекта оценки (пункты 8.1.1, 8.1.4) содержит информацию о том, что документы-основания действующих прав для оценки не представлены, указан собственник - Министерство строительства и ЖКХ Самарской области;
- результат определения рыночной стоимости находится вне диапазона цен по анализу рынка, указанному в разделе 9.3.4.1.
2. Приведенные ссылки на источник информации по аналогу N 9 (стр. 97), используемый в отчете, не позволяют сделать выводы о дате ее подготовки (пункт 10 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)").
Сочтя отказ комиссии незаконным, ООО "РАА" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о недоказанности Управлением Росреестра факта несоответствия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 25.03.2014 N 1633/14 требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, исходя из чего признали оспариваемое решение комиссии нарушающим права ООО "РАА" на установление в отношении его земельного участка кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом в силу абзаца 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде (абзац 5 названной статьи).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В соответствии с пунктом 13 приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013) "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - приказ N 263) комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В рассматриваемом случае заявитель в обоснование своих требований представил отчет ООО "Лига-Консалт Оценка" от 25.03.2014 N 1633/14 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 15 534,40 кв. м с кадастровым номером 63:01:0925001:515 по состоянию на 01.01.2013.
Отклоняя доводы Управление Росреестра о том, что задание на оценку и описание объекта оценки (пункты 8.1.1, 8.1.4) содержит информацию о том, что документы-основания действующих прав для оценки не представлены, указан собственник - Министерство строительства и ЖКХ Самарской области, суды обоснованно исходили из того, что в заключение от 25.03.2014 N 1633/14 Министерство строительства и ЖКХ Самарской области указано в графе "Собственник (представитель собственника)", что не может вводить в заблуждение пользователей отчета.
В пункте 8.1.1 заключения от 25.03.2014 N 1633/14 в графе "Документы, подтверждающие существующие права на объект оценки" указано: "Документы не представлены (пункт 2 статьи 214 ГК РФ)".
Согласно пункту 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Исходя из указанного, суды предыдущих инстанций правильно указали, что содержание пункта 8.1.1 заключения от 25.03.2014 N 1633/14 не вводит в заблуждение пользователей отчета.
В оспариваемом решении Управления Росреестра указывается, что результат определения рыночной стоимости находится вне диапазона цен по анализу рынка, указанному в разделе 9.3.4.1, а также, что приведенные ссылки на источник информации по аналогу N 9 (стр. 97), используемый в отчете, не позволяют сделать выводы о дате ее подготовки (пункт 10 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)").
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали указанные доводы необоснованными по следующим мотивам.
Соответствие данного отчета от 25.03.2014 N 1633/14 требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением ООО "Российское общество оценщиков" от 25.04.2014 N 1112/2014, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с экспертным заключением N 1112/2014 на отчет N 1633/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка в городском округе Самара, общая площадь 15 534,40 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63:01:0925001:515, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Советский район, по ул. Красных коммунаров/ул. Двадцать второго Партсъезда, по состоянию на 01.01.2013, подготовленный оценщиком: ООО "Лига-Консалт Оценка" Ананьевым Игорем Валентиновичем (рег. N 0003306) от 25.04.2014 указанный отчет соответствует:
-требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
-федеральным стандартам оценки;
- Своду стандартов оценки Российского общества оценщиков;
-другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Суды обеих инстанций сделали правильный вывод, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 в соответствии с указанными отчетом и экспертным заключением должна быть равной 47 504 200 руб.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 8 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В нарушение статьи 65 АПК РФ при рассмотрении дела Управление Росреестра не представило доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовала о назначении экспертизы, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика по состоянию на 01.01.2013.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328 утвержден федеральный стандарт оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (далее - ФСО N 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
В соответствии с пунктом 16 ФСО N 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.
При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки (пункт 11 ФСО N 1).
Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение (абзац 1). При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2).
При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству (абзац 3 пункта 17 ФСО N 5).
Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (пункт 19 ФСО N 5).
Законом об оценочной деятельности не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 25.04.2014 N 1112/2014, а также учитывая, что доказательств недостоверности отчета об оценке Управлением Росреестра не представлено, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания отчета от 25.03.2014 N 1633/14 об оценке рыночной стоимости недвижимости, подготовленного ООО "Лига-Консалт Оценка" по состоянию на 01.01.2013, недостоверным и удовлетворили требования о признании решения Управления Росреестра от 02.06.2014 N 14/16с-39 незаконным и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, установленной в отчете по состоянию на 01.01.2013 - 47 504 200 руб.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по делу N А55-13851/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 65 АПК РФ при рассмотрении дела Управление Росреестра не представило доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовала о назначении экспертизы, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика по состоянию на 01.01.2013.
...
Законом об оценочной деятельности не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2015 г. N Ф06-21517/13 по делу N А55-13851/2014