г. Казань |
|
18 марта 2015 г. |
Дело N А55-8376/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплёвой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-8376/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Улыбка", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Улыбка" (далее - ООО "Улыбка") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по Самарской области по заявлению от 10.04.2014 N 01/555/2014-630 о государственной регистрации права собственности на здание магазина N 124 по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Новоурицкая, д. 40 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности на здание магазина N 124 по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Новоурицкая, д. 40 за ООО "Улыбка".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя были привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.09.1990 между городским хозрасчетным розничным торговым объединением и Железнодорожным районным розничным торговым объединением "Продтовары", как арендным предприятием, созданным трудовым коллективом государственного объединения в соответствии со статьей 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 N 810-1, был заключен договор аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992.
Во исполнение Указа Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР" решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов г. Самары от 15.01.1992 N 390/59 было зарегистрировано предприятие N 17, созданное путем реорганизации в форме выделения из Железнодорожного районного торгового объединения "Продтовары" структурной единицы - магазинов N 111, 120, 124, 128.
В соответствии с протоколом от 28.02.1992 учредительного собрания по созданию ТОО на базе трудового коллектива магазина N 111, 128, 120, 124 Железнодорожного РРТО "Продтовары", договором от 28.02.1992 о создании и деятельности ТОО "Улыбка", уставом ТОО "Улыбка" последнее создано работниками трудового коллектива структурной единицы (магазина N 111, 128,120, 124) арендного предприятия Железнодорожного РРТО "Продтовары" с целью переоформления договора аренды от 25.09.1990 и выкупа арендованного муниципального имущества, переданного от арендного предприятия по передаточному балансу по состоянию на 01.01.1991 (заявка на приватизацию, зарегистрирована в Комитете по управлению имуществом г. Самары (правопредшественник Департамента управления имущество г.о. Самара) 17.06.1992 под N 50211).
Комитетом по управлению имуществом г. Самары 18.06.1992 было принято решение N 304 "О приватизации арендного предприятия "Улыбка". 28.07.1992 между комитетом по управлению имуществом г. Самары и ТОО магазином N 120, 124, 111, 128 был переоформлен в порядке правопреемства договор аренды имущества с правом выкупа от 25.09.1990, условия которого были одобрены комиссией по приватизации (протокол от 28.07.1992) и осуществлена приватизации ТОО имущественных комплексов магазинов N 120, 124, 111, 128 - основных средств по остаточной стоимости с учетом коэффициента перерасчета 52 710 руб. и оборотных средств - 226 195 руб. (акт оценки стоимости имущества Арендного предприятия магазин "Улыбка" от 28.07.1992.
ООО "Улыбка" и Департамент управления имуществом городского округа Самара заключили договор аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992, подписали расшифровку от 03.07.2013 к договору аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992, а также заключили договор купли-продажи от 30.11.1992 N 24, подписали уточнение к договору купли-продажи от 30.11.1992 N 24 от 03.07.2013, согласно которым объект недвижимого имущества здание магазина N 124, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Ново-Урицкого, д. 40, был передан в собственность ООО "Улыбка".
Постановлением утверждены проекты границ четырех земельных участков, которые предоставлены ООО "Улыбка" (правопреемник заявителя) в аренду как занимаемые нежилыми зданиями и прилегающей территорией, в том числе земельный участок по адресу: ул. Ново-Урицкая, 40. Пункты 3 и 5.4 постановления главы города Самары от 29.12.2005 N 3773 о заключении договоров аренды четырех земельных участков с Комитетом по управлению имущество г. Самары и о необходимости расторжения четырех договор аренды земельных участков от 31.12.1997 NN 29691-29694 с отделом по городу Самаре Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Самарской области свидетельствуют об открытом о добросовестном использовании заявителем, зданий по ул. Ново-Урицкого, 40, а также земельного участка, на котором оно расположено.
ООО "Улыбка" обратилось в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением (вх. N 15-07-07/2866 от 01.02.2013) о подготовке необходимых документов для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества здание магазина N 124, расположенного по адресу Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Ново-Урицкого, 40.
Департамент управления имуществом г.о. Самара письмом от 13.03.2013 N 15-07-04/13844 разъяснил истцу порядок передачи имущества в собственность, указав, кроме того, на то, что спорное имущество принадлежит истцу (л.д. 41 -43).
14.02.2014 ООО "Улыбка" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 81, 30 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Новоурицкая, д. 40, Литера Аа.
Сообщением от 10.04.2014 N 01/555/2014-630 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало в государственной регистрации права на указанный объект недвижимости ссылаясь на то, что правообладатель не представил на государственную регистрацию документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации права, а представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (л.д. 10-14).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 18 статьи 17, если представленные им документы отвечают требованиям настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с абзацами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию права, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Причем согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у заявителя.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации дарственного и муниципального имущества.
Как усматривается из материалов дела, заявителем в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества были предоставлены следующие документы: дело о приватизации ТТО "Улыбка" N 20-133-92; дело о приватизации ТТО "Улыбка" от 20.12.1992; договор купли-продажи от 30.11.1992 N 24; расшифровка к договору купли продажи от 30.11.1992 N 24, расшифровка к договору аренды имущества с право выкупа от 28.07.1992; свидетельство о праве собственности от 30.11.1992 N 117, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 26.03.2013, письмо Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.03.2013 N 15-07-04/13844, протокол от 09.01.2013 N 1, что подтверждается расписками от 04.04.2014 N 01/013/2014-260, от 03.04.2013 N 01/017/2013-898, от 07.05.2013 N 01/055/2013-848, от 14.02.2014 N 01/55/2014-630.
На государственную регистрацию заявителем также был представлен договор аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992, согласно которому в аренду передается здание магазина 120, 111, 121. (л.д. 71 -76), а также расшифровка к договору аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992, согласно которой в перечь объектов недвижимости, переданных в аренду по состоянию на 01.01.1991, включен магазин N 124, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Новоурицкого. д. 40. (л.д. 81).
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской Федерации" приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, осуществляется следующими способами:
- в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и муниципального предприятия;
- путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов, если такое решение принято общим собранием (конференцией) арендаторов.
Арендаторам предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного имущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними до вступления в силу Закона от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурных подразделений.
Указом Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР" в целях создания условий для развития конкуренции в сфере торговли, общественного питания и улучшения обеспечения населения товарами народного потребления и услугами органам исполнительной власти городов было поручено:
-реорганизовать до 01.01.1992 государственные (муниципальные) предприятия и организации розничной торговли и общественного питания независимо от ведомственной принадлежности путем выделения из их состава в установленном порядке структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети, общедоступных столовых, кафе, ресторанов и других) и предоставления указанным структурным единицам прав юридического лица: создавать указанные предприятия, не изменяя форм собственности, сохраняя профиль их деятельности и обеспечивая выполнение всех ранее заключенных хозяйственных договоров; обеспечить своевременную регистрацию этих предприятий, оказывая им необходимую помощь в процедуре оформления соответствующих документов;
- не допускать при переоформлении заключенных договоров аренды в связи с реорганизацией государственных (муниципальных) предприятий; организаций розничной торговли и общественного питания пересмотра этих договоров.
В силу пункта 5.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Суда Российской Федерации N 2980-1 11.06.1992 одним из способов приватизации являлся выкуп арендного имущества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что 28.07.1992 между Комитетом и ТОО магазином N 120, 124, 111, 128 в порядке правопреемства был переоформлен договор аренды имущества с правом выкупа от 25.09.1990, условия которого были одобрены комиссией по приватизации, в состав которой вошел депутат, уполномоченный Железнодорожным районным Советом народных депутатов, (протокол от 28.07.1992) и осуществлена приватизации ТОО имущественных комплексов магазинов N 120, 124, 111, 128 -основных средств по остаточной стоимости с учетом коэффициента перерасчета 52 710 рублей и оборотных средств - 226 195 рублей, что подтверждается актом оценки стоимости имущества Арендного предприятия магазин "Улыбка" от 28.07.1992.
Судами правильно учтено, что стоимость выкупаемых основных средств по договору аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992 совпадает со стоимостью остаточных средств, преданных арендатору при выделении из состава арендного предприятия по передаточному акту по состоянию на 01.01.1991.
Кроме того, выполняя условия договора купли-продажи от 30.11.1992 N 24, ТОО оплатило полную выкупную стоимость в размере 278 905 руб., что подтверждается платежными поручениями от 28.07.1992 и 13.11.1992. (л.д. 114, 164, 165, 166, 167).
Департамент и ООО "Улыбка" заключили договор аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992, подписали расшифровку к договору аренды имущества с правом выкупа от 28.07.1992, а также заключили договор купли-продажи от 30.11.1992 N 24, подписали уточнение к договору купли-продажи от 30.11.1992 N 24 от 03.07.2013, согласно которым объект недвижимого имущества - здание магазина N 124, расположенное по адресу Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Новоурицкая, д. 40, был передан в собственность ООО "Улыбка".
При этом в соответствии со свидетельством о праве постоянного пользования земельным участком от 15.12.1992 N 61100 пользователем фактически занимаемого магазином N 124 по ул. Новоурицкая, 40 земельного участка в соответствии с постановлением администрации города Самары от 04.12.1992 N 1133 является ТОО "Улыбка".
Письмом от 13.03.2013 N 15-07-04/13844 Департамент управления имуществом г.о. Самара подтвердил заявителю порядок передачи имущества в собственность, указав, кроме того, на то, что спорное имущество и так принадлежит заявителю (л.д. 41). Имущество выкуплено в порядке приватизации и в государственной собственности не осталось.
Исходя из указанных норм и имеющихся в деле доказательств, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель имел законное право на выкуп арендованного имущества, спор о праве на спорное имущество отсутствует, в связи с чем регистрирующему органу были представлены все необходимые документы, что является достаточным основанием для государственной регистрации перехода права собственности. Таким образом, отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует действующему законодательству и нарушает права общества в пользовании принадлежащим ему недвижимым имуществом.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ). Кроме того, доводы кассационной жалобы, уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А55-8376/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской Федерации" приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, осуществляется следующими способами:
...
Арендаторам предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного имущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними до вступления в силу Закона от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурных подразделений.
Указом Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР" в целях создания условий для развития конкуренции в сфере торговли, общественного питания и улучшения обеспечения населения товарами народного потребления и услугами органам исполнительной власти городов было поручено:"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2015 г. N Ф06-21007/13 по делу N А55-8376/2014