г. Казань |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А55-6559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приволжское "ПЖРУ" - Ярового Д.С., доверенность от 10.11.2014,
Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара - Пициной Н.В., доверенность от 13.01.2015, Свирякиной В.А., доверенность от 13.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара и администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.) по делу N А55-6559/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приволжское "ПЖРУ" к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара о признании незаконным уведомления и действий Департамента, с участием администрации городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Приволжское "ПЖРУ" (далее - ООО "УК "Приволжское ПЖРУ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо, Департамент):
- о признании незаконным Уведомления Департамента от 25.12.2013 N 27-07/8464 об отказе в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы;
- о признании незаконными действий Департамента по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы;
- об обязании Департамента заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, по расчетам, представленным заявителем.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Администрация городского округа Самара в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 24.03.2015 13 часов 50 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационных жалобах, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 20.11.2013 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2012-2013 годы.
Уведомлением от 25.12.2013 N 27-07/8464 заинтересованное лицо отказало заявителю в заключении вышеуказанных договоров. При этом основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя заключенного агентского договора с МП "ЕИРЦ", что в силу положений пункта 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80.
Судебные инстанции пришли к выводу об в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, признав незаконными уведомления и действия Департамента по отказу в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Отношения по оказанию коммунальных услуг между исполнителем коммунальных услуг заявителем и потребителем (населением) регулируются Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила оказания коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг (в редакции, действующей до 09.06.2011) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг.
При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг.
Механизм корректировки платы за коммунальные услуги призван обеспечить оплату коммунальных услуг в объемах, фактически потребленных жителями, то есть сверхнормативное потребление коммунальных услуг отопления, горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, при его наличии, а при отсутствии сверхнормативного потребления - возврат денежных средств, уплаченных потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года N 80, субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуг по агентскому договору в части начисления, учета, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, - согласно расчетам в соответствии с приложением N 6 к настоящему Порядку.
Из содержания Приложения N 6 к данному Порядку следует, что возмещение недополученных доходов за услуги по агентскому договору от поступивших средств граждан осуществляется при его заключении.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что доступ к получению субсидий за счет средств муниципального бюджета поставлен уполномоченными органами в зависимость от заключения агентского договора с муниципальным предприятием, следовательно, данное условие является дискриминационным по отношению к тем хозяйствующим субъектам, у которых отсутствует вышеуказанный договор.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что заявитель самостоятельно несет расходы по содержанию паспортной службы и отдела обработки данных, осуществляющих функции по начислению, организации сбора и обработки платежей за жилищные услуги, то есть оказывает аналогичные услуги, идентичные МП "ЕИРЦ".
Кроме того, заявитель полностью соответствует критериям получателей субсидии.
Указанное подтверждается следующим.
В соответствии с пунктами 1, 4 и 7 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2012 год, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 17.02.2012 N 107, настоящий Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2012 год (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает механизм предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов (далее - Субсидии), возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и (или) водоснабжения, и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Главным распорядителем бюджетных средств в рамках настоящего Порядка является Департамент.
Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и (или) водоснабжения и водоотведения по тарифам (стоимости), не обеспечивающим возмещение издержек, связанным с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Критериями отбора получателей субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются:
- наличие недополученных доходов у получателей субсидий, связанных с предоставлением населению услуг по теплоснабжению и (или) водоснабжению и водоотведению и определенных в соответствии с расчетами по приложениям согласно пункту 10 настоящего Порядка;
- наличие решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления (если такое собрание проведено) и управляющей организации (в случае управления управляющей организацией) или протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом или договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда.
Таким образом, судебными инстанциями верно установлено, что заявитель полностью соответствует критериям получателей субсидии, установленным вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Более того, решением УФАС по Самарской области от 30.06.2014 N 7210/10 признано наличие нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях администрации городского округа Самара, выразившихся в установлении в примечании 1 к приложению N 6 к Порядку предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80, условия в соответствии с которыми возмещение недополученных доходов за услуги по агентскому договору от поступивших средств граждан осуществляется при наличии заключенного агентского договора с МП "ЕИРЦ".
Учитывая, что заявителем предоставлены все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанными Порядками; у заинтересованного лица отсутствуют претензии по расчетам суммы недополученных доходов, возникающих в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, а также по отоплению и горячему водоснабжению, судебные инстанции обоснованно признали действия Департамента по отказу в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета незаконными и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Между тем, суд кассационной инстанции приходит к выводу об изменении резолютивной части судебных актов в части обязания Департамента заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий из бюджета администрации городского округа Самара.
Как следует из материалов дела, требования ООО "УК "Приволжское ПЖРУ" к Департаменту о признании его уведомления и действий незаконными заявлены в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако вменение Департаменту в обязанность заключить договор с заявителем на предоставление субсидий по своему правовому смыслу противоречит главе 24 АПК РФ, поскольку порядок заключения договора регулируется главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и не основан на властном подчинении одной стороны другой.
Таким образом, резолютивная часть судебных актов по данному делу подлежит изменению с изложением в следующей редакции: "Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, по расчетам, представленным заявителем".
Доводы заявителей, приведенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 в указанной части. В остальной части основания для отмены или изменения обжалованных судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А55-6559/2014 изменить в части: "Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем", изложив в следующей редакции: "Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако вменение Департаменту в обязанность заключить договор с заявителем на предоставление субсидий по своему правовому смыслу противоречит главе 24 АПК РФ, поскольку порядок заключения договора регулируется главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и не основан на властном подчинении одной стороны другой.
...
Доводы заявителей, приведенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 в указанной части. В остальной части основания для отмены или изменения обжалованных судебных актов отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2015 г. N Ф06-21609/13 по делу N А55-6559/2014