г. Казань |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А55-11202/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ивлиевой И.О., доверенность от 30.12.2014 N 430,
третьего лица (Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1 Промышленного района городского округа Самара") - Коныгиной О.Е., доверенность от 26.01.2015 N 09-04/69,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
третьего лица (Департамента управления имуществом Самарской области) - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Кувшинов В.Е., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-11202/2014
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, изложенного в сообщении от 21.02.2014, в государственной регистрации права собственности на земельный участок и о возложении обязанности устранить нарушение прав заявителя, с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом Самарской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1 Промышленного района городского округа Самара",
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), изложенного в сообщении от 21.02.2014 N 01/116/2013-465, в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок и об обязании Управления Росреестра провести государственную регистрацию перехода права собственности Самарской области на земельный участок площадью 46 177,4 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Нагорная, д. 88, кадастровый номер 63:01:0716007:1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом Самарской области, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская медико-санитарная часть N 1 Промышленного района городского округа Самара" (далее - Учреждение здравоохранения).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0716007:1 был передан в собственность Самарской области на основании приказа Министерства от 14.02.2012 N 3449, который является основанием возникновения права собственности на имущество. Указанный правовой акт не отменен, не признан незаконным, следовательно, на момент подачи документов на государственную регистрацию являлся законным и не мог быть не принят во внимание регистрирующим органом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 14.02.2012 N 3449 Учреждение здравоохранения передано из муниципальной собственности городского округа Самара в собственность Самарской области, согласно приложениям 1, 2, в перечень которых вошел земельный участок с кадастровым номером 63:01:0716007:1.
Имущество Учреждения здравоохранения передано в собственность Самарской области по акту приемки-передачи от 29.12.2012.
Заявлением от 09.10.2013 Министерство обратилось в Управление Росреестра о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 88, кадастровый номер 63:01:0716007:1.
Сообщением от 21.02.2014 N 01/116/2013-465 Управление Росреестра отказало в проведении заявленного регистрационного действия на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), со ссылкой на то, что Министерству 12.02.2014 отказано в государственной регистрации перехода права собственности на нежилые здания, расположенные на заявленном земельном участке, Кроме того, на указанном земельном участке расположено, в том числе нежилое здание литера Т, условный номер 63-63-01/101/2008-201, правоустанавливающие документы на которое представлены не были.
Министерство, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Самарской области на земельный участок противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права Министерства, как лица, уполномоченного собственником на распоряжение имуществом Самарской области, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 17 Закона о регистрации определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судебные инстанции установили, что Министерству было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на нежилые здания, расположенные на спорном земельном участке. Данные решения Управления Росреестра в установленном порядке не оспорены.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.10.2013 N 63-00-102/13-543913, на спорном земельном участке расположено, в том числе, нежилое здание литера Т, условный номер 63-63-01/101/2008-201, которое не было включено в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность Самарской области.
Министерством заявление о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанное нежилое здание подано не было, правоустанавливающие документы также представлены не были.
По сведениям Единого государственного реестра прав указанное здание является муниципальной собственностью городского округа Самара.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, и принимая во внимание, что на момент обращения Министерства с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на нем находился объект недвижимости, являющийся собственностью иного лица, суды пришли к верному выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для признания оспариваемого решения регистрирующего органа незаконным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Следует отметить, что указанный отказ не лишает заявителя права вновь обратиться за государственной регистрацией с соблюдением установленного порядка и приложением всех необходимых правоустанавливающих документов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу N А55-11202/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сообщением от 21.02.2014 N 01/116/2013-465 Управление Росреестра отказало в проведении заявленного регистрационного действия на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), со ссылкой на то, что Министерству 12.02.2014 отказано в государственной регистрации перехода права собственности на нежилые здания, расположенные на заявленном земельном участке, Кроме того, на указанном земельном участке расположено, в том числе нежилое здание литера Т, условный номер 63-63-01/101/2008-201, правоустанавливающие документы на которое представлены не были.
...
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
...
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2015 г. N Ф06-22125/13 по делу N А55-11202/2014