г. Казань |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А12-29252/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2014 (судья Даншина Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-29252/2014
по исковому заявлению Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684), открытому акционерному обществу "Приволжтрансстрой" (ИНН 3444014787, ОГРН 1023403435879), о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, с участием третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора: Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, Кравчук Татьяна Александровна,
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрайонной природоохранная прокуратура (далее - прокуратура, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущество Волгоградской области), открытому акционерному обществу "Приволжтрансстрой" (далее - ОАО "Приволжтрансстрой", общество) о признании недействительным дополнительного соглашения от 09.04.2014 N 1 к договору аренды лесного участка от 28.05.2008 N45-Р-20/08.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущество Волгоградской области, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области от 22.05.2008 N 58, между Управлением лесного хозяйства администрации Волгоградской области, правопреемником которого является Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Министерство) (арендодатель) и ОАО "Приволжтрансстрой" (арендатор) заключён договор аренды лесного участка от 28.05.2008 N 45Р-20/08, по условиям которого обществу в аренду сроком на 10 лет предоставлен лесной участок площадью 0,22 га, расположенный по адресу Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинское лесничество, Сахарное участковое лесничество, квартал 69, выдел 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре 121-2008-12, для осуществления рекреационной деятельности (далее - договор от 28.05.2008 N 45Р-20/08).
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 16.07.2008.
Дополнительным соглашением от 09.04.2014 N 1 были внесены изменения в договор от 28.05.2008 N 45Р-20/08, в части замены арендодателя на ТУ Росимущество Волгоградской области.
Договор от 28.05.2008 N 45Р-20/08 и дополнительное соглашение от 09.04.2014 N 1 зарегистрированы, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Прокурор, полагая, что дополнительное соглашение противоречит действующему законодательству, поскольку уполномоченным органом по распоряжению земельным участком лесного фонда является Министерство, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, установив, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью, руководствуясь положениями статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, пришли правильному выводу, что органом, уполномоченным по распоряжению спорным земельным участком является Министерство.
Поскольку ТУ Росимущества Волгоградской области не обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, суды пришли к выводу, что дополнительное соглашение от 09.04.2014 N 1 противоречит действующему законодательству, в связи с чем, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, правильно удовлетворили заявленные требования.
Довод ТУ Росимущества Волгоградской области о том, что спорный земельный участок был включен в границы населенного пункта, в связи с чем в соответствии со статьями 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" была изменена категория данного земельного участка на земли населенных пунктов, правильно был отклонен судами.
Постановлением главы администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 26.01.1996 N 37 утверждён генеральный план г. Краснослободска Волгоградской области, которым предусмотрено расширение территории г. Краснослободска путем включения в его границы дополнительных земель, в том числе спорного участка.
Решением Среднеахтубинской районной Думой Волгоградской области от 24.12.2009 N 6/31 утверждена схема территориального планирования Среднеахтубинского района Волгоградской области на основании утвержденного генерального плана г. Краснослободска Волгоградской области.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации Российской предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П процедура перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов является обязательной.
Частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что перевод спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов был осуществлен в установленном законом порядке.
Напротив, судами установлено, что перевод спорного земельного участка из одной категории в другую в установленном законом порядке осуществлен не был.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования прокуратуры обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А12-29252/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П процедура перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов является обязательной.
Частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 апреля 2015 г. N Ф06-22167/13 по делу N А12-29252/2014