г. Казань |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А72-8498/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Шашкина А.А., доверенность от 30.06.2014 N НЮ-46/113,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-8498/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица: 1) открытое акционерное общество "Ульяновская сетевая компания", г. Ульяновск,
2) общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт", г. Москва,
об оспаривании решения от 31.03.2014 по делу N 10595/04-2014,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган, Управление) от 31.03.2014 N 2278-04 по делу N 10595/04-2014 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2014 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Ульяновская сетевая компания" (далее - ОАО "УСК"), г. Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" (далее - ООО "Энергопромсбыт"), г. Москва.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 полностью отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
15.05.2012 ОАО "УСК" направило в адрес филиала ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога заявку на осуществление технологического присоединения электрических установок ОАО "УСК" на выделение дополнительной мощности. В связи с неосуществлением технологического присоединения в течение более шести месяцев ОАО "УСК" обратилось в УФАС по Ульяновской области с соответствующим заявлением.
На основании части 1 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управление выдало ОАО "РЖД" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В Управление 31.01.2014 поступило сообщение от ООО "Энергопромсбыт" о том, что в адрес ОАО "УСК" (по истечении полутора лет с момента поступления заявки) проекты договора на технологическое присоединение и технические условия направлены.
Однако, проанализировав содержание договора, Управление пришло к выводу, что договор не содержит существенных условий, что может привести к ущемлению интересов ОАО "УСК". В этой связи 12.02.2014 Управлением возбуждено дело N 10595/04-2014 о нарушении ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения принято решение от 31.03.2014:
1) признать действия ОАО "РЖД", выразившиеся в направлении в адрес ОАО "УСК" проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1783-01-14/тп, не соответствующего требованиям законодательства, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
2) прекратить производство по делу в отношении ОАО "РЖД" в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
3) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 198, частью 3 статьи 201, пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пришел к выводу о том, что решение Управления является законным и обоснованным, отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении заявленных требований.
Противоправные действия состояли в нарушении сроков технологического присоединения, установленных Правилами N 861, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям: общество не направило потребителю - ОАО "УСК" в шестидневный срок уведомление о наличии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10, 12 - 14 Правил N 861, в тридцатидневный срок проект договора об осуществлении технологического присоединения к распределительным электрическим сетям ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" осуществляет услуги по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
При таких условиях суды пришли к мотивированному выводу о том, что положение ОАО "РЖД" как сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, на основании статей 3 и 4 Закона о естественных монополиях, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, является доминирующим.
ОАО "РЖД", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, приказом от 24.12.2003 N 108-э/16 Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 71.1.15.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил N 861 определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны сведения, предусмотренные данным пунктом.
К заявке прилагаются документы, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (подпункт "г" пункта 10 Правил N 861).
Пунктом 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение шести рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, ОАО "УСК" 15.05.2012 обратилось в адрес ОАО "РЖД" (Филиал ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога) с заявкой на технологическое присоединение дополнительного объема мощности с приложением необходимых документов, как того требуют Правила N 861 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
Согласно пункту 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
В период с 01.01.2011 по 01.03.2013 представителем ОАО "РЖД", осуществляющим полномочия в сфере технологического присоединения, являлось ОАО "Росжелдорпроект" в лице филиала "Желдорэнерго", который действовал от имени и за счет ОАО "РЖД" на основании договора поручения от 31.05.2011 N 481 и распоряжения ОАО "РЖД" "О мерах по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" от 28.02.2011 N 409-р.
На основании распоряжения ОАО "РЖД" от 06.03.2013 N 587р "О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" и энергопринимающих устройств ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций" функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" с 01.03.2013 переданы ООО "Энергопромсбыт".
Указанные представители ОАО "РЖД" действовали не от своего имени, а от имени и за счет ОАО "РЖД" на основании доверенности и договора поручения.
Таким образом, ответственность за все действия, поименованные в поручении и распоряжении, несет ОАО "РЖД".
В ОАО "УСК" 04.12.2012 (исх. от 02.11.2012 N 3036) поступило письмо ОАО "Росжелдорпроект" в лице филиала "Желдорэнерго" о том, что заявка оформлена некорректно, отсутствует документ, подтверждающий право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
Вместе с тем, из анализа заявки ОАО "УСК" следует, что необходимые документы были представлены уже в первоначальном письме.
Таким образом, ОАО "РЖД" (ОАО "Росжелдорпроект") неправомерно оставило заявление ОАО "УСК" без рассмотрения, сославшись на недостаточность представленных документов.
Согласно пункта 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Согласно пункту 30.2 Правил N 861 сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления.
Следовательно, направление проекта договора об осуществлении технологического присоединения без существенных условий нарушают Правила N 861, тем самым нарушаются права заявителя, намеренного присоединиться к электрическим сетям.
Кроме того, в проект договора включено условие о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 4 года, в то время как для указанного технологического присоединения срок мероприятий по технологическому присоединению должен составлять 1 год.
ОАО "РЖД" имело возможность направить в адрес ОАО "УСК" проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, соответствующий требованиям законодательства.
На обращение ООО "Энергопромсбыт" об установлении на 2013 год стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности.
Министерство экономики и планирования Ульяновской области указало, что установление данных ставок невозможно, плата (цена) за технологическое присоединение к энергоустановкам при отсутствии утвержденных годовых ставок утверждается по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию согласно Приложению N 1 к методическим указаниям, согласно техническим условиям, определяющим способ присоединения заявителя.
В связи с наличием в действиях ОАО "РЖД", выразившихся в уклонении от представления в адрес ОАО "УСК" договора технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и выдачи технических условий на присоединение, признаков нарушения антимонопольного законодательства УФАС выдало ОАО "РЖД" предупреждение (исх. от 16.01.2014 N 211-04) о необходимости прекращения указанных действий путем направления ОАО "УСК" проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.
Предупреждение необходимо было исполнить в срок до 28.01.2014.
Основанием для выдачи предупреждения явилось уклонение ОАО "РЖД" от направления в адрес ОАО "УСК" проекта договора об осуществлении технологического предупреждения, в ответ на заявку, которая была подана еще 15.05.2012.
ООО "Энергопромсбыт" 24.01.2014 направлено в адрес Министерства экономики и планирования Ульяновской области заявление об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "УСК" по индивидуальному проекту.
От ООО "Энергопромсбыт" 28.01.2014 направлен в адрес ОАО "УСК" проект договора на технологическое присоединение N 1783-01-14/тп и технические условия.
При этом договор не содержит размера платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, а также порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение, договором увеличен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 4 лет.
Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 13.02.2014 N 06-28 "Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД" по индивидуальному проекту" утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "УСК" к электрическим сетям ОАО "РЖД" по индивидуальному проекту.
ООО "Энергопромсбыт" 05.03.2014 направлено в адрес ОАО "УСК" дополнительное соглашение N 1 к договору технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" N 1783-01-14/ТП, которым изменены пунктами 3.1., 3.2 договора (срок технологического присоединения не изменен).
Проверив при судебном разбирательстве по настоящему делу все доводы заявителя о несогласии с оспариваемым решением, суды пришли к правильному выводу о несостоятельности данных доводов и о законности оспариваемого решения.
Так из анализа проекта договора, направленного в адрес ОАО "УСК", усматривается, что договор действительно не содержит существенных условий, а именно размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, а также порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение (пункт 16 Правил технологического присоединения).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как следует из подпунктов "д", "е" пункта 15 Правил N 861, договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, такие как: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил); порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Суды правомерно, по мнению суда кассационной инстанции, отклонили как необоснованный, довод заявителя о невозможности направления в адрес ОАО "УСК" иного проекта договора.
Содеянное заявителями верно квалифицировано со стороны Управления в оспариваемом решении как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Положенные в основу жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, проверены судами в полном объёме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
C позиции изложенных обстоятельств судебная коллегия считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А72-8498/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и не оспаривается сторонами, ОАО "УСК" 15.05.2012 обратилось в адрес ОАО "РЖД" (Филиал ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога) с заявкой на технологическое присоединение дополнительного объема мощности с приложением необходимых документов, как того требуют Правила N 861 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178).
...
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
...
Содеянное заявителями верно квалифицировано со стороны Управления в оспариваемом решении как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2015 г. N Ф06-21739/13 по делу N А72-8498/2014