г. Самара |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А72-8498/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шашкина А.А. (доверенность от 30.06.2014),
от заинтересованного лица - представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещено,
от 1-го третьего лица - представитель открытого акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" - не явился, извещено,
от 2-го третьего лица - представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.12.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2014 года по делу N А72-8498/2014 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Москва,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
третьи лица: 1) открытое акционерное общество "Ульяновская сетевая компания", г.Ульяновск,
2) общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт", г. Москва,
об оспаривании решения от 31.03.2014 по делу N 10595/04-2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее- заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, Управление) исх. N 2278-04 от 31.03.2014 по делу N10595/04-2014 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) (т.1, л.д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2014 к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Ульяновская сетевая компания", г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт", г. Москва.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2014 в удовлетворении заявления отказано (т.1, л.д. 107-111).
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.10.2014 отменить, заявление удовлетворить (т.1, л.д. 114-118).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.05.2012 ОАО "УСК" направило в адрес филиала ОАО "Российские железные дороги" Куйбышевская железная дорога заявку на осуществление технологического присоединения электрических установок ОАО "УСК" на выделение дополнительной мощности. Более 6 месяцев ОАО "РЖД" не предоставляло ответа на данную заявку, что побудило ОАО "УСК" обратиться в УФАС с заявлением на бездействие ОАО "РЖД" по уклонению от предоставления договора технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и выдачи технических условий для присоединение микрорайона "Северный" в р.п. Николаевка Ульяновской области к сети электроснабжения.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 24.12.2013 поступило данное заявление от ОАО "УСК" на бездействие ОАО "РЖД" по уклонению от предоставления договора технологического присоединения и выдачи технических условий.
На основании ч. 1 ст. 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управление выдало ОАО "РЖД" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В Управление 31.01.2014 поступило сообщение от ООО "Энергопромсбыт" о том, что в адрес ОАО "УСК" (по истечении 1,5 лет с момента поступления заявки) проекты договора на технологическое присоединение и технические условия направлены.
Однако, проанализировав содержание договора, Управление пришло к выводу, что договор не содержит существенные условия, что может привести к ущемлению интересов ОАО "УСК". Следствием этого явилось возбуждение 12.02.2014 по данным фактам Управлением дела N 10595/04-2014 о нарушении ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства, что выразилось в направлении в адрес ОАО "УСК" ненадлежащего пакета документов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
По результатам проверки обоснованности указанного выше заявления ОАО "УСК" комиссия Управления решила в оспариваемом заявителем решении от 31.03.2014 по делу N 10595/04-2014:
1) признать действия ОАО "Российские железные дороги", выразившиеся в направлении в адрес ОАО "Ульяновская сетевая компания" проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1783-01-14/тп, не соответствующего требованиям законодательства, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2) прекратить производство по делу в отношении ОАО "РЖД" в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
3) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица от 31.03.2014 по делу N 10595/04-2014, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Управление верно учло, что согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее- Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
ОАО "РЖД", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, приказом от 24.12.2003 N 108-э/16 Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 71.1.15.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей, таким образом, на ОАО "РЖД" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО "УСК" 15.05.2012 обратилось в адрес ОАО "РЖД" (Филиал ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога) с заявкой на технологическое присоединение дополнительного объема мощности с приложением необходимых документов. Данное письмо получено 30.05.2012 (вх. N 7/3271).
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - Правила N 861).
На момент направления заявки ОАО "УСК" действовали Правила N 861 в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Согласно п. 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения: а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; в) место нахождения заявителя; г) максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; е) заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств; ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения; з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии); и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); к) поэтапное распределение мощности, сроков ввода и сведения о категории надежность электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям.
К заявке в силу требований Правил прилагаются следующие документы: а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя.
Уровень напряжение по заявке ОАО "УСК" составлял 10 кВ.
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства; д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.
Согласно п. 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
В период с 01.01.2011 по 01.03.2013 представителем ОАО "РЖД", осуществляющим полномочия в сфере технологического присоединения, являлось ОАО "Росжелдорпроект" в лице филиала "Желдорэнерго", который действовал от имени и за счет ОАО "РЖД" на основании договора поручения от 31.05.2011 N 481 и распоряжения ОАО "РЖД" "О мерах по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" от 28.02.2011 N 409-р.
На основании распоряжения ОАО "РЖД" от 06.03.2013 N 587р "О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" и энергопринимающих устройств ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций" функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" с 01.03.2013 переданы ООО "Энергопромсбыт".
Указанные представители ОАО "РЖД" действовали не от своего имени, а от имени и за счет ОАО "РЖД" на основании доверенности и договора поручения.
Таким образом, ответственность за все действия, поименованные в поручении и распоряжении, несет ОАО "РЖД".
В ОАО "УСК" 04.12.2012 (исх. от 02.11.2012 N 3036) поступило письмо ОАО "Росжелдорпроект" в лице филиала "Желдорэнерго" о том, что заявка оформлена не корректно, перечень представленных документов не достаточен. Не приложен документ, подтверждающий право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
Согласно абз. 8 п. 15 Правил N 861 при отсутствии сведений и документов, указанных в в пунктах 9, 10 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Таким образом, ОАО "Росжелдорпроект" уведомило ОАО "УСК" о недостаточности сведений по истечении установленного срока (по истечении 5 месяцев).
В письме от 19.12.2012 N 01-13/227 ОАО "УСК" уведомило "Желдорэнерго" филиал ОАО "Энергопромсбыт", что представлен исчерпывающий перечень сведений и документов.
Из анализа заявки ОАО "УСК" следует, что необходимые документы были представлены уже в первоначальном письме.
Таким образом, ОАО "РЖД" (ОАО "Росжелдорпроект") неправомерно оставило заявление ОАО "УСК" без рассмотрения, сославшись на недостаточность представленных документов.
Согласно п. 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно п. 30.1 Правил N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Согласно п. 30.2 Правил N 861 сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления.
ООО "Энергопромсбыт" 15.07.2013 обратилось в адрес Министерства экономики и планирования Ульяновской области об установлении на 2013 год стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД" (по истечении одного года с момента поступления заявки ОАО "УСК").
ОАО "УСК" не было уведомлено о направлении указанного заявления.
Согласно п. 30.3 Правил N 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проему, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
Министерство экономики и планирования Ульяновской области 07.08.2013 в письме в адрес ООО "Энергопромсбыт" указало, что установление стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности невозможно. Плата (цена) за технологическое присоединение к энергоустановкам при отсутствии утвержденных годовых ставок утверждается по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию согласно Приложению N 1 к методическим указаниям, согласно техническим условиям, определяющий способ присоединения заявителя.
ООО "Энергопромсбыт" 21.10.2013 обратилось в адрес Министерства экономики и планирования Ульяновской области об установлении на 2014 год стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД".
ОАО "УСК" не было уведомлено о направлении указанного заявления.
Министерство экономики и планирования Ульяновской области 10.12.2013 в письме в адрес ООО "Энергопромсбыт" повторно указало, что установление стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности невозможно.
В связи с наличием в действиях ОАО "РЖД", выразившихся в уклонении от представления в адрес ОАО "УСК" договора технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и выдачи технических условий на присоединение, признаков нарушения антимонопольного законодательства УФАС выдало ОАО "РЖД" предупреждение (исх. от 16.01.2014 N 211-04) о необходимости прекращения указанных действий путем направления ОАО "УСК" проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.
Предупреждение необходимо было исполнить в срок до 28.01.2014.
Основанием для выдачи предупреждения явилось уклонение ОАО "РЖД" от направления в адрес ОАО "УСК" проекта договора об осуществлении технологического предупреждения, в ответ на заявку, которая была подана еще 15.05.2012.
ООО "Энергопромсбыт" 24.01.2014 направлено в адрес Министерства экономики и планирования Ульяновской области заявление об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "УСК" по индивидуальному проекту.
от ООО "Энергопромсбыт" 28.01.2014 направлен в адрес ОАО "УСК" проект договора на технологическое присоединение N 1783-01-14/тп и технические условия (по истечении 1,5 лет с момента поступления заявки).
Из анализа договора установлено, что договор не содержит существенные условия, а именно размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, а также порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение (п. 16 Правил технологического присоединения).
Также договором увеличен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составил 4 года, в то время как в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, и при этом если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах, и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, срок мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год.
Таким образом, указанное может повлечь ущемление интересов потребителя в связи с тем, что договор считается заключенным, если между стонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора.
Нарушение ОАО "РЖД" сроков, а также иных положений Правил N 861 приводит к затягиванию и нарушению всего процесса подключения к электрическим сетям и, следовательно, нарушает права хозяйствующих субъектов (в данном случае ОАО "УСК"). Отсутствие надлежащего договора об осуществлении технологического присоединения не позволяет ОАО "УСК" ввести в эксплуатацию построенный объект.
Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 13.02.2014 N 06-28 "Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД" по индивидуальному проекту" утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "УСК" к электрическим сетям ОАО "РЖД" по индивидуальному проекту.
ООО "Энергопромсбыт" 05.03.2014 направлено в адрес ОАО "УСК" дополнительное соглашение N 1 к договору технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" N 1783-01-14/ТП, которым изменены п. 3.1., п. 3.2 договора (срок технологического присоединения не изменен).
ООО "Энергопромсбыт" 06.03.2014 направлен в адрес ОАО "УСК" надлежащий проект договора об осуществлении технологического присоединения (дополнительное соглашение N 1 к договору технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" N 1783-01-14/ТП). ОАО "УСК" указанный проект договора подписан, возвращен в адрес ООО "Энергопромсбыт" 26.03.2014 в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательство прекращено.
Возражая против таких выводов Управления, основанных на представленных в дело доказательствах, заявитель в судебном разбирательстве не представил доказательств, опровергающих указанные выводы. Доводы, изложенные в заявление ОАО "РЖД" опровергаются материалами антимонопольного дела. Аргументы заявителя об оспаривании решения Управления основаны на неверном толковании норм закона, регулирующих спорные правоотношения.
Все указанные выше выводы Управления, к которому оно пришло в оспариваемом решении, соответствуют имеющимся в деле допустимым доказательствам, которые в совокупности не вызывают сомнений в своей достоверности.
Проверив при судебном разбирательстве по настоящему делу все доводы заявителя о несогласии с оспариваемым решением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности данных доводов и о законности оспариваемого решения.
Так из анализа проекта договора, направленного в адрес ОАО "УСК", усматривается, что договор действительно не содержит существенных условий, а именно размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, а также порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение (п. 16 Правил технологического присоединения).
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как следует из п.п. "д", п.п. "е" п. 15 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия такие как, размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил); порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Суд первой инстанции правомерно, по мнению суда апелляционной инстанции, отклонил как необоснованный довод заявителя о невозможности направления в адрес ОАО "УСК" иного проекта договора.
Согласно п. 30.1 Правил N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (п. 302 Правил N 861).
Согласно абз. 2 п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 21.11.2013), в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, Правилами N 861 установлена четкая процедура технологического присоединения, не позволяющая по-иному трактовать указанные нормы.
Следовательно, направление проекта договора об осуществлении технологического присоединения без существенных условий нарушают Правила N 861, тем самым нарушаются права заявителя, намеренного присоединиться к электрическим сетям.
Кроме того, в проект договора включено условие о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 4 года, в то время как для указанного технологического присоединения срок мероприятий по технологическому присоединению должен составлять 1 год.
ОАО "РЖД" имело возможность направить в адрес ОАО "УСК" проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, соответствующего требованиям законодательства.
Содеянное заявителями верно квалифицировано со стороны Управления в оспариваемом решении как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Конкретными пунктами указанной части предусмотрен не исчерпывающий перечень нарушений, поэтому квалификация содеянного без конкретного пункта незаконной не является.
Следовательно, законное решение Управления не подлежат отмене по доводам ОАО "РЖД", не основанным на имеющихся в деле доказательствах.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 02.10.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная платежным поручением от 30.09.2014 N 12581 государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2014 года по делу N А72-8498/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Москва, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.09.2014 N 12581 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8498/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: ОАО "Ульяновская сетевая компания", ООО "Энергопромсбыт", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области