г. Казань |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А65-5562/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Нигматуллина Р.М., доверенность от 24.03.2014, Толкачева Д.В., доверенность от 01.01.2015,
ответчика - Полонской Т.А., доверенность от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТАИФ-НК"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-5562/2014
по заявлению открытого акционерного общества "ТАИФ-НК", Республика Татарстан, г. Нижнекамск (ОГРН 1031619009322, ИНН 1661025328) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" (далее - заявитель, общество, ОАО "ТАИФ-НК") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Татарстанский УФАС по РТ), выразившегося в несовершении им действий по рассмотрению заявления ОАО "ТАИФ-НК" об исключении сведений из Реестра хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов и обязании Татарстанского УФАС по РТ исключить ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Приказом от 19.09.2012 N 01/517 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" ОАО "ТАИФ-НК" было включено в реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара (оптовая реализация дизельного топлива) в размере более чем тридцать пять процентов.
28.10.2013 заявитель обратился в антимонопольный орган с заявлением об исключении сведений об ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра в связи с отсутствием оснований для нахождения сведений о нем в Реестре.
Письмом от 24.02.2014 N РБ-05/2459 ответчик сообщил заявителю о том, что в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6, одним из оснований для исключения предприятия из Реестра является Аналитический отчет, который должен содержать мотивированное и документальное подтверждение того, что доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке составляет менее 35%.
Аналитический отчет является результатом анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, осуществляемых в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 22.04.2010 N 220. Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации дизельного топлива используются официальные статистические данные об объеме производства и реализации дизельного топлива, информация об объемах ввоза дизельного топлива на определенную территорию и объемах вывоза за пределы этой территории. В представленной ОАО "ТАИФ-НК" информации, а также официальной статистической информации, имеющейся в распоряжении Татарстанского УФАС России, содержатся сведения за 2012 год, которые на сегодняшний момент времени являются не актуальными. В соответствии с планом работы Федеральной службы государственной статистики на 2014 год информация об объемах производства и реализации дизельного топлива в разрезе регионов, а также информация об объемах ввоза и вывоза дизельного топлива за 2013 год будут обобщены Татарстанстатом не ранее 15.07.2014. В связи с чем, Татарстанское УФАС России вернется к рассмотрению вопроса об исключении ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра по оптовой реализации дизельного топлива после получения официальных статистических материалов за 2013 год.
Заявитель, указав, что антимонопольный орган в нарушение установленного действующим законодательством порядка не осуществил необходимых действий, направленных на рассмотрение обращения об исключении заявителя из реестра, а именно не провел анализ состояния конкуренции на товарном рынке, не принял решение относительно исключения сведений о заявителе из реестра, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу об отсутствии оснований у Татарстанского УФАС России для исключения ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра по оптовой реализации дизельного топлива.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 N 6 (далее - Регламент) исполнение государственной функции ведения Реестра включает в себя, в том числе и процедуру исключения хозяйствующего субъекта из Реестра.
В силу пунктов 3.4, 3.16 Регламента основанием для начала исполнения административной процедуры по исключению хозяйствующего субъекта из Реестра является аналитический отчет, подготовленный, в том числе по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта.
В соответствии с пунктами 3.53, 3.54 Административного регламента N 6, пунктом 9 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующий субъект вправе обращаться в антимонопольный орган с мотивированным заявлением об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра. Заявление оформляется в письменном виде в произвольной форме. Прилагаемые к Заявлению документы и сведения должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка N 220 данный порядок используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В данном случае при рассмотрении обращения ОАО "ТАИФ-НК" основанием для исключения общества из Реестра может являться аналитический отчет, подтверждающий, что доля ОАО "ТАИФ-НК" на рынке оптовой реализации дизельного топлива составляет менее 35%.
Судами установлено, что на момент рассмотрения обращения в распоряжении Татарстанского УФАС России был Аналитический отчет, содержащий результаты анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации дизельного топлива в границах Республики Татарстан за 2012 год.
Согласно данному Аналитическому отчету доля ОАО "ТАИФ-НК" на рынке оптовой реализации дизельного топлива за 2012 год в границах Республики Татарстан составила 66%.
Данный Аналитический отчет подготовлен в рамках рассмотрения дела N 05-34/2013 о нарушении антимонопольного законодательства.
Как правомерно указали суды, доказательств того, что на момент обращения заявителя по исключению общества из реестра на рынке оптовой реализации дизельного топлива в границах Республики Татарстан произошли существенные изменения, заявителем не было представлено.
Кроме того, 26.08.2013 антимонопольным органом был проведен анализ рынка оптовой реализации дизельного топлива, по результатам которого подготовлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на оптовом рынке дизельного топлива на территории Республики Татарстан за 2012 год, при этом доля ОАО "ТАИФ-НК" на вышеуказанном рынке составила более 50%.
С учетом вышеизложенного суды обоснованно признали правомерными выводы Татарстанского УФАС России об отсутствии необходимости в подготовке нового Аналитического отчета, а также об отсутствии оснований для исключения ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра по оптовой реализации дизельного топлива.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку не установили факта бездействия со стороны Татарстанского УФАС России.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка; эти доводы выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А65-5562/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 3.53, 3.54 Административного регламента N 6, пунктом 9 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующий субъект вправе обращаться в антимонопольный орган с мотивированным заявлением об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра. Заявление оформляется в письменном виде в произвольной форме. Прилагаемые к Заявлению документы и сведения должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка N 220 данный порядок используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф06-22522/13 по делу N А65-5562/2014
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22522/13
26.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18083/14
26.12.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5562/14
14.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5562/14