г. Самара |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А65-5562/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
с участием:
от заявителя - представителей открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" Нигматуллина Р.М. (доверенность от 24.03.2014 N 138) и Толкачева Д.В. (доверенность от 13.02.2014 N 87),
от заинтересованного лица - представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Полонской Т.А. (доверенность от 09.01.2014 N АГ-02/22),
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.12.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ТАИФ-НК"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 по делу N А65-5562/2014 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ТАИФ-НК"(ОГРН 1031619009322, ИНН 1661025328), Республика Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (т.1, л.д. 3-16) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Татарстанский УФАС по РТ), выразившееся в несовершении им действий по рассмотрению заявления ОАО "ТАИФ-НК" об исключении сведений из Реестра хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов и обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан исключить ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 в удовлетворении заявления отказано (т.3, л. д. 274-278).
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (т.4, л. д. 3-9).
Представители заявителя в судебном заседании поддержали свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 14.10.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Приказом N 01/517 от 19.09.2012 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" ОАО "ТАИФ-НК" было включено в реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара (оптовая реализация дизельного топлива) в размере более чем тридцать пять процентов.
28 октября 2013 года заявитель обратился в антимонопольный орган с заявлением об исключении сведений об ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра в связи с отсутствием оснований для нахождения сведений о нем в Реестре.
Письмом от 24.02.2014 N РБ-05/2459 ответчик сообщил заявителю о том, что в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6, одним из оснований для исключения предприятия из Реестра является Аналитический отчет, который должен содержать мотивированное и документальное подтверждение того, что доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке составляет менее 35%. Аналитический отчет является результатом анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, осуществляемых в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 22 апреля 2010 года N 220. Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации дизельного топлива используются официальные статистические данные об объеме производства и реализации дизельного топлива, информация об объемах ввоза дизельного топлива на определенную территорию и объемах вывоза за пределы этой территории. В представленной ОАО "ТАИФ-НК" информации, а также официальной статистической информации, имеющейся в распоряжении Татарстанского УФАС России, содержатся сведения за 2012 год, которые на сегодняшний момент времени являются не актуальными. В соответствии с планом работы Федеральной службы государственной статистики на 2014 год информация об объемах производства и реализации дизельного топлива в разрезе регионов, а также информация об объемах ввоза и вывоза дизельного топлива за 2013 год будут обобщены Татарстанстатом не ранее 15 июля 2014 года. В связи с чем, Татарстанское УФАС России вернется к рассмотрению вопроса об исключении ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра по оптовой реализации дизельного топлива после получения официальных статистических материалов за 2013 год.
Заявитель, указав, что антимонопольный орган в нарушение установленного действующим законодательством порядка не осуществил необходимых действий, направленных на рассмотрение обращения об исключении заявителя из реестра, а именно не провел анализ состояния конкуренции на товарном рынке, не принял решение относительно исключения сведений о заявителе из реестра, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в частности доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила), формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (далее - антимонопольный орган).
Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения (ч.3 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 13 Правил, основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр является, в том числе аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федеральной антимонопольной службы и территориальными органами, а также порядок взаимодействия Федеральной антимонопольной службы и территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и иными организациями при осуществлении полномочий по ведению реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, определены Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 N 6 (далее - Административный регламент N6).
Согласно пункту 3.1 Административного регламента N 6 исполнение государственной функции ведения Реестра включает в себя, в том числе и процедуру исключения хозяйствующего субъекта из Реестра.
В силу пунктов 3.4, 3.16 Регламента основанием для начала исполнения административной процедуры по исключению хозяйствующего субъекта из Реестра является аналитический отчет, подготовленный, в том числе по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта.
В соответствии с пунктами 3.53, 3.54 Административного регламента N 6, пунктом 9 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующий субъект вправе обращаться в Антимонопольный орган с мотивированным заявлением об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра. Заявление оформляется в письменном виде в произвольной форме. Прилагаемые к Заявлению документы и сведения должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные).
Прилагаемые к Заявлению материалы должны содержать документально подтвержденную информацию:
об объемах производства хозяйствующим субъектом (группой лиц) товара, на рынке которого он занимает долю выше 35 процентов;
о реализации хозяйствующим субъектом (группой лиц) этого товара (с разбивкой по покупателям с долей более 5 процентов);
о вывозе хозяйствующим субъектом (группой лиц) этого товара за пределы территории, географические границы которой определяют сферу обращения товара, являющуюся товарным рынком, на котором хозяйствующий субъект (группа лиц) занимает долю выше 35 процентов;
о присвоенных товару (взаимозаменяемым товарам) кодах общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции, работ, услуг;
об основных показателях производственной деятельности хозяйствующего субъекта (группы лиц) в натуральном и стоимостном выражении.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка N 220 данный Порядок используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; составление аналитического отчета (пункт 1.3 Порядка N 220).
Как следует из материалов дела, Приказом N 01/517 от 19.09.2012 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" ОАО "ТАИФ-НК" было включено в реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара (оптовая реализация дизельного топлива) в размере более чем тридцать пять процентов.
28 октября 2013 года заявитель обратился в антимонопольный орган с заявлением об исключении сведений об ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра в связи с отсутствием оснований для нахождения сведений о нем в Реестре.
В данном случае при рассмотрении обращения ОАО "ТАИФ-НК" основанием для исключения общества из Реестра может являться аналитический отчет, подтверждающий, что доля ОАО "ТАИФ-НК" на рынке оптовой реализации дизельного топлива составляет менее 35%.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения обращения в распоряжении Татарстанского УФАС России был Аналитический отчет, содержащий результаты анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации дизельного топлива в границах Республики Татарстан за 2012 год.
Согласно данному Аналитическому отчету доля ОАО "ТАИФ-НК" на рынке оптовой реализации дизельного топлива за 2012 год в границах Республики Татарстан составила 66%.
Данный Аналитический отчет подготовлен в рамках рассмотрения дела N 05-34/2013 о нарушении антимонопольного законодательства.
Провести анализ рынка оптовой реализации дизельного топлива за другой период Татарстанское УФАС России не имело возможности, так как согласно Плану работ Федеральной службы государственной статистики на 2012 - 2014 годы сбор и обобщение формы N 1-ввоз осуществляется один раз в год (срок представления информации установлен 14.07.2014).
В ответе ОАО "ТАИФ-НК" ответчик сообщил заявителю, что в информации представленной ОАО "ТАИФ-НК" (с выводами об их доле), а также в официальной статистической информации, имеющейся в распоряжении Татарстанского УФАС России, содержатся сведения за 2012 год, которые на сегодняшний момент времени являются не актуальными, в связи с этим Татарстанское УФАС России вернется к рассмотрению вопроса об исключении общества из Реестра после получения от Татарстанстата статистических данных за 2013 год.
Кроме того, 26 августа 2013 года антимонопольным органом был проведен анализ рынка оптовой реализации дизельного топлива, по результатам которого подготовлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на оптовом рынке дизельного топлива на территории Республики Татарстан за 2012 год, при этом доля ОАО "ТАИФ-НК" на вышеуказанном рынке составила более 50%.
Доказательств того, что на момент обращения заявителя по исключению общества из реестра на рынке оптовой реализации дизельного топлива в границах Республики Татарстан произошли существенные изменения, заявителем также не было представлено.
Следовательно, основания для исключения ОАО "ТАИФ-НК" из Реестра по оптовой реализации дизельного топлива у Татарстанского УФАС России отсутствовали.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 14.10.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная платежным поручением от 16.10.2014 N 6265 государственная пошлина, в размере 1 000 рублей подлежит возврату ОАО "ТАИФ-НК".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2014 по делу N А65-5562/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "ТАИФ-НК"(ОГРН 1031619009322, ИНН 1661025328), Республика Татарстан, г.Нижнекамск, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 16.10.2014 N 6265 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5562/2014
Истец: ОАО "ТАИФ-НК", г. Нижнекамск, ОАО "ТАИФ-НК", г. Нижнекамск-11
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22522/13
26.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18083/14
26.12.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5562/14
14.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5562/14