Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2015 г. N Ф06-22164/13 по делу N А12-21212/2014

 

г. Казань

 

10 апреля 2015 г.

Дело N А12-21212/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя - Бондаревой А.М., доверенность от 05.08.2014 N 20,

Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Апарневой Е.А., доверенность от 23.12.2014 N 13-13/04/22316,

в отсутствие:

Филиала N 14 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А. судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)

по делу N А12-21212/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрегат-Юг" (ОГРН 1043400904502, ИНН 3426010613) к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N 14 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Фрегат-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными решения Филиала N 14 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 13.03.2014 N 64 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязании принять к зачету расходы, произведенные обществом в общей сумме 39 662 рублей 93 копеек, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и родами, решения фонда от 27.03.2014 N 65 о привлечении общества к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, решения фонда от 09.04.2014 N 64 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных обществом на выплату страхового обеспечения в сумме 39 662 рублей 93 копеек и обязании выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 39 662 рублей 93 копеек.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

В кассационной жалобе фонд просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Фондом проведены документальные выездные проверки общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством произведенных страхователем-работодателем за период с 01.01.2010 по 01.09.2013 и начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлены акты от 31.01.2014 N 64 (расходы), 65 н/с и приняты решение от 13.03.2014 N 64 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и решение от 27.03.2014 N 65 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, решением фонда от 09.04.2014 N 64 обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 39 662 рублей 93 копеек.

Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод фонда о неправомерном принятии заявителем к оплате листков нетрудоспособности, имеющих недостатки в оформлении.

Не согласившись с вынесенными решениями фонда, общество обратилось в арбитражный суд.

По мнению общества, расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании предоставленных застрахованными лицами листков нетрудоспособности приняты заявителем к зачету обоснованно, поскольку факты утраты трудоспособности (страховые случаи) имели место и были документально подтверждены.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь положениями статей 5, 4.6, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статей 7, 8, 9, 11, 12, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), пунктов 1, 2, 5 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок N 514), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии у фонда оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения.

Данные выводы судебная коллегия признает законными и обоснованными исходя из следующего.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.

Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.

Следовательно, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.

Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.

Суды правомерно указали, что факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали. Доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников общества фондом не представлено. Создание обществом искусственной ситуации для получения средств фонда в ходе проведения проверки не установлено.

Поэтому судебная коллегия не принимает доводы подателя жалобы о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности по больничным листкам, выданным в нарушении Порядка N 514, поскольку в соответствии с правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 9383 не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.

Довод подателя жалобы о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности по 14 больничным листкам в нарушении части 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также подлежит отклонению, поскольку негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).

Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.

Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о нарушении заявителем пункта 19 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, и выплате Богдановой Н.В. единовременного пособия в сумме 438 рублей 70 копеек на основании справки, в которой указан срок беременности 12 недель. Указание в справке 12 недель не может свидетельствовать о соответствии срока беременности фактическому сроку беременности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Иные доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А12-21212/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Л.Ф. Хабибуллин

 

Судьи

Ф.Г. Гарипова
Р.Р. Мухаметшин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

...

Довод подателя жалобы о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности по 14 больничным листкам в нарушении части 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также подлежит отклонению, поскольку негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).

Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности."