г. Саратов |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А12-21212/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2014.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2014 года по делу N А12-21212/2014 (судья Е.Б. Смагоринская)
по заявлению ООО "Фрегат-Юг",
к ГУ Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Филиалу N 14 ГУ Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ,
о признании недействительным решений,
при участии в судебном заседании представителей:
от Фонда социального страхования РФ - Апарнева Е.А.,
от ООО "Фрегат-Юг" - Бондарева А.М.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Фрегат-Юг" с требованиями, в которых просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 14) от 13.03.2014 N 64 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязать Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 14) принять к зачету расходы, произведенные Страхователем (обществом с ограниченной ответственностью "Фрегат-Юг" (ОГРН 1043400904502, ИНН 3426010613), в общей сумме 39 662 руб. 93 коп., на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и родами; признать незаконным решение Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 14) N65 от 27.03.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фрегат-Юг" (ОГРН 1043400904502, ИНН 3426010613) к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; признать незаконным решение Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 14) N64 от 09.04.2014 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных Страхователем (обществом с ограниченной ответственностью "Фрегат-Юг" (ОГРН 1043400904502, ИНН 3426010613), на выплату страхового обеспечения в сумме 39 662 руб.93 коп; обязать Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N14) выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных Страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 39 662 руб.93 коп.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, учреждение обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Фрегат-Юг" 01.10.2004 зарегистрировано в качестве Страхователя в филиале N 14 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - филиал N 14) регистрационный номер Страхователя 3400000084, код подчиненности 34141.
Фондом социального страхования в лице своего Городищенского филиала N 14 в отношении Общества на основании решения от 03.10.2013 N64 о проведении документальной выездной проверки Страхователя была проведена внеплановая документальная выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 01.09.2013, произведенных страхователем-работодателем, при обращении за выделением средств в целях контроля начисления данных расходов, по результатам которой был составлен акт выездной проверки N64 (расходы) от 31.01.2014.
На основании материалов проверки с учетом возражений, предоставленных Обществом на акт проверки N 64 (расходы) от 31.01.2014, филиалом N 14 было вынесено решение N 64 от 13.03.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которому филиал N 14 решил не принимать к зачету расходы, произведенные Страхователем в нарушение законодательства РФ, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в общей сумме 39 662 руб. 93 коп.
Филиалом N 14 в ходе проверки не были приняты к зачету расходы по листкам нетрудоспособности, оформленным в нарушение действующего законодательства, которые были приняты и оплачены Страхователем. Страхователю было предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в размере 39 662 руб. 93 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2014 по 30.03.2014 и перечислить в добровольном порядке вышеуказанную сумму на расчетный счет.
Кроме того, филиалом N 14 в отношении Общества на основании решения от 03.10.2013 N 65 о проведении документальной выездной проверки страхователя была проведена выездная проверка начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой был составлен акт выездной проверки N 65 н/с от 31.01.2014.
На основании материалов проверки с учетом возражений, предоставленных Обществом на акт проверки N 65 н/с от 31.01.2014, филиалом N 14 было вынесено решение N 65 от 27.03.2014 о привлечении Страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно данному решению ООО "Фрегат-Юг" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 63, 46 руб., поскольку филиалом N 14 в ходе проверки не были приняты к зачету расходы по листкам нетрудоспособности, оформленным в нарушение действующего законодательства, которые были приняты и оплачены Страхователем.
ООО "Фрегат-Юг" предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 317, 30 руб., пени в сумме 34 060, 25 руб., штраф в сумме 63, 46 руб. на расчетный счет ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области, г. Волгоград.
На основании материалов проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, рассмотрев акт выездной проверки N 64 с/с от 31.01.2014 филиалом N 14 вынесено решение N 64 от 09.04.2014 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 39 662 руб. 93 коп.
Таким образом, в результате, проведенной проверки филиалом N 14 было установлено, что Страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов, либо неподтвержденные документами в установленном порядке в сумме 39 662 руб. 93 коп., по мнению филиала N 14, данные расходы были произведены заявителем на основании листков нетрудоспособности, имеющих недостатки в оформлении.
На основании материалов проверки с учетом возражений, предоставленных Обществом на акт проверки, филиалом N 14 было вынесено решение N 64 от 13.03.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым было решено не принимать к зачету расходы, произведенные Страхователем с нарушением законодательства РФ, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в общей сумме 39 662 руб. 93 коп.
Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в размере 39 662 руб. 93 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2014 по 30.03.2014 и перечислить в добровольном порядке вышеуказанную сумму на расчетный счет.
Общество, не согласившись с принятыми решениями филиала N 14, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, приняв во внимание правовую позицию, изложенную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12, пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц и, следовательно, обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Закона).
Статьей 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов (лицами, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно статьям 7 и 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 названного Закона), в связи, с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (подпункт 2 пункта 2 статьи 11 этого же Закона).
В статье 5 Закона N 255-ФЗ указано, что право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 указанной нормы права, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Статьей 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что работодатель (страхователь) осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы. Выплата пособий осуществляется за счет средств фонда социального страхования через его территориальные отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
В случае наступления нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (статья 183 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на Фонд социального страхования возложена обязанность, выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
При этом положениями статьи 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действовавшего в проверяемом периоде), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Согласно пункту 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в статье 2 Закона N 255-ФЗ: лицам, работающим по трудовым договорам; государственным гражданским служащим, муниципальным служащим; лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; членам производственного кооператива, принимающим личное трудовое участие в его деятельности; священнослужителям; адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), членам семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 4.5 Закона N 255-ФЗ; иным категориям лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральными законами при условии уплаты ими или за них страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации; лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций - в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Судом первой инстанции правомерно указано, что ООО "Фрегат-Юг" исполнило свою обязанность по правильному начислению, своевременной уплате и перечислению страховых взносов, предусмотренную пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О фонде социального страхования".
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Судами установлено, что факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Указанная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12.
Суд первой инстанции, исследовав материалы в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, приняв во внимание правовую позицию, изложенную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12, пришел к правомерному выводу о том, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. Дефекты листков нетрудоспособности при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не являются основанием для отказа в принятии к зачету расходов на оплату больничных листов.
Рассматриваемые нарушения, допущенные лечебным учреждением при оформлении листков нетрудоспособности, факты наступления страховых случаев не опровергают.
Необоснованной выдачи лечебным учреждением листков нетрудоспособности в ходе проверки не установлено. Целевой характер расходования средств Фонда не нарушен.
Наличие страхового случая является основанием для оплаты страхового обеспечения за счет средств Фонда.
Доказательств выдачи лечебными учреждениями листков нетрудоспособности в отсутствие медицинских показаний ГУ - Волгоградским РО Фонда социального страхования Российской Федерации не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что недостатки, допущенные лечебным учреждением при оформлении листков нетрудоспособности, не могут служить основанием для отказа в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, и непринятию к зачету указанных расходов страхователя.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2014 года по делу N А12-21212/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21212/2014
Истец: ООО "Фрегат-Юг"
Ответчик: Государственное учреждение-Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 14 Государственного учреждения Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ