г. Казань |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А72-1823/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплёвой М.В., Муравьёва С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Будаевой О.Н., доверенность от 26.04.2014 N 12,
ответчика - Дуплинской Е.А., доверенность от 26.11.2014 N 187,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-1823/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" (ОГРН 1027301568469, ИНН 7328033112), г. Ульяновск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва, Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод", г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Авиастар-объединенное предприятие энергоснабжения" (далее - ЗАО "Авиастар-ОПЭ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск:
- о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выраженное в несогласовании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, район Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - ФГУП "ПО "УМЗ"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Авиастар-ОПЭ" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская обл., г. Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - ФГУП "ПО "УМЗ"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 10 700 кв.м и 1 398 816 кв.м, расположенных по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Шоферов, и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 10 700 кв.м и 1 398 816 кв.м (т. 1 л.д. 3-5).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва (т. 1 л.д. 35-36).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 по делу N А72-1823/2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, заявленные ЗАО "Авиастар-ОПЭ" требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выраженное в несогласовании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, район Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Авиастар-ОПЭ" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м на 2 земельных участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков ориентировочной площадью 10 700 кв.м и 1 398 816 кв.м (т. 3 л.д. 46-50).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области, ответчик), не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Ульяновской области доводы кассационной жалобы поддержал, представитель ЗАО "Авиастар-ОПЭ", считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационные жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция с кадастровым номером 73:24:020101:0001:73:401:002:001715070:9091, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Шоферов, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 73 АА N 451245 (т. 1 л.д. 24).
Вышеуказанное недвижимое имущество находится на принадлежащем Российской Федерации на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м.
Для эксплуатации вышеуказанного объекта недвижимости, по утверждению заявителя, необходим земельный участок ориентировочной площадью 10 700 кв.м.
08.11.2013 ЗАО "Авиастар-ОПЭ" с целью реализации исключительного права на приватизацию земельного участка, необходимого для использования трансформаторной подстанции, обратилось к ТУ Росимущества в Ульяновской области с заявлением об утверждении схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им.Володарского (ныне - ФГУП "ПО "УМЗ"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м, под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности, а также на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 проведении межевых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 10 700 кв.м и 1 398 816 кв.м, расположенных по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Шоферов, и постановке вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, или выдаче ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенности на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 10 700 кв.м и 1 398 816 кв.м (т. 1 л.д. 16-17).
26.12.2013 ТУ Росимущество в Ульяновской области уведомило ЗАО "Авиастар -ОПЭ" о том, что поступившее в адрес заинтересованного лица заявление общества, ТУ Росимущество в Ульяновской области письмом от 10.12.2013 N 03-5967 со всеми приложенными к нему документами направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом, для принятия решения или дачи соответствующего поручения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 (т. 1 л.д. 15).
По утверждению заявителя, до настоящего времени какое-либо решение по заявлению общества ТУ Росимущества в Ульяновской области не принято.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для ее использования.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью.
Из материалов дела видно, что заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости, следовательно, он в силу статьи 36 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка.
Судом первой инстанции по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза, согласно заключению эксперта от 13.10.2014 N 158/14-Д, площадь земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации по назначению трансформаторной подстанции, кадастровый номер 73:24:020101:0001:73:401:002:001715070:9091, расположенной по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Шоферов, 1, составляет 13 900 кв.м (т. 3 л.д. 12-26).
Порядок образования земельных участков путем раздела регулируется нормами главы I.1 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков принимаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Положения пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Суды установили, что Обществом во исполнение требований статьи 11.3 ЗК РФ были представлены в Теруправление все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков, при этом постановка на кадастровый учет земельного участка невозможна до выдачи Территориальным управлением распоряжения о разделе земельного участка и согласовании схемы расположения земельных участков и межевого плана.
Оценив с позиции статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суды установили, что исходный земельный участок с кадастровым номером 73:24:020101:80 являлся делимым, произведенный раздел не нарушает интересы публичного собственника, общество просит предоставить земельный участок, фактически занимаемый трансформаторной подстанцией, доказательства, указывающие на то, что раздел данного земельного участка осуществлен вопреки сложившемуся порядку землепользования, не представлены.
Доказательств обратного материалы дела и кассационная жалоба не содержат.
Правила части 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако в нарушение требований названной процессуальной нормы Теруправление не представило аргументированных доказательств, подтверждающих законность бездействия по принятию решения о разделе земельного участка.
Довод Теруправления в кассационной жалобе о том, что оно не наделено полномочиями на раздел земельного участка, подлежит отклонению.
В силу статьи 29 ЗК РФ и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С учетом системного толкования приведенных норм суды пришли к правильному выводу о том, что именно Теруправление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ и правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка.
Учитывая сложившийся режим землепользования и принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 9, 11.3 ЗК РФ, статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что бездействие уполномоченного государственного органа по принятию решения о разделе земельного участка противоречит действующему законодательству, правомерно удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А72-1823/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 29 ЗК РФ и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
...
С учетом системного толкования приведенных норм суды пришли к правильному выводу о том, что именно Теруправление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ и правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка.
Учитывая сложившийся режим землепользования и принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 9, 11.3 ЗК РФ, статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что бездействие уполномоченного государственного органа по принятию решения о разделе земельного участка противоречит действующему законодательству, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-22435/13 по делу N А72-1823/2014