Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-22435/13 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А72-1823/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" - Будаевой О.Н. (доверенность от 26.04.2014 N 12),
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 октября 2014 года по делу N А72-1823/2014 (судья Тимофеева В.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" (ОГРН 1027301568469, ИНН 7328033112), г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
закрытого акционерного общества "Авиастар-объединенное предприятие энергоснабжения" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск:
- о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выраженное в несогласовании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г Ульяновск, район Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - ФГУП "ПО "УМЗ"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Авиастар-ОПЭ" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская обл, г Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им.Володарского (ныне - ФГУП "ПО "УМЗ"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
- об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м на 2 земельных участка площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м, расположенных по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, ул.Шоферов, и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м. (т.1 л.д.3-5).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва (т.1 л.д.35-36).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 по делу N А72-1823/2014 заявленные ЗАО "Авиастар-объединенное предприятие энергоснабжения" требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выраженное в несогласовании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м., расположенного по адресу Ульяновская область, г Ульяновск, район Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Авиастар-ОПЭ" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности,
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м на 2 земельных участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м, расположенных по адресу: Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет, или выдать ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков ориентировочной площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м. (т.3 л.д.46-50).
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, требования заявителя оставить без удовлетворения (т.3 л.д.68-70).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция с кадастровым номером 73:24:020101:0001:73:401:002:001715070:9091, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Шоферов, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 73 АА N 451245 (т.1 л.д.24).
Вышеуказанное недвижимое имущество находится на принадлежащем на праве собственности Российской Федерации земельном участке с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м.
Для эксплуатации вышеуказанного объекта недвижимости, по утверждению заявителя, необходим земельный участок ориентировочной площадью 10700 кв.м.
08.11.2013 ЗАО "Авиастар-ОПЭ" с целью реализации исключительного права на приватизацию земельного участка, необходимого для использования трансформаторной подстанции, обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновском области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области, ответчик) с заявлением об утверждении схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им.Володарского (ныне - ФГУП "ПО "УМЗ"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10700 кв.м., под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности, а также на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 проведении межевых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м. на 2 земельных участка площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м., расположенных по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Шоферов, и постановке вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, или выдаче ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенности на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м. (т.1 л.д.16-17).
26.12.2013 ТУ Росимущество в Ульяновской области уведомило ЗАО "Авиастар -ОПЭ" о том, что поступившее в адрес заинтересованного лица заявление общества, Теруправление письмом от 10.12.2013 года N 03-5967 со всеми приложенными к нему документами направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом, для принятия решения или дачи соответствующего поручения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 (т.1 л.д.15).
По утверждению заявителя, до настоящего времени какое-либо решение по заявлению общества Территориальным управлением не принято.
Считая, бездействие ТУ Росимущества в Ульяновской области незаконным и необоснованным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области с заявленными требованиями не согласен, считает, что согласно с пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области утверждает, что решения об образовании земельных участков принимаются Территориальным управлением Росимущества на основании поручения Росимущества.
ТУ Росимущества в Ульяновской области указывает, что необходимо предоставить пакет документов в соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации или схему раздела земельного участка, с приложением документов, обосновывающих целесообразность раздела (обоснование раздела, цель раздела) для направления ее в Росимущество с целью согласования данной схемы раздела.
В соответствии с пунктом 1 письма Росимущества от 17.06.2010 N 1111-10/16812 решение об образовании земельных участков принимаются территориальными управлениями Росимущества по поручению Росимущества. В целях получения поручения территориальному управлению Росимущства необходимо направлять в Росимущество следующие документы: правоудостоверяющие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу (при наличии); схему раздела земельного участка; обоснования площади и границ образуемых земельных участков.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области считает, что согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Управление не наделено полномочиями по проведению кадастровых работ по разделу земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащим иным юридическим лицам.
Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исключительные случаи, при которых образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется не на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, раздел данного спорного участка не подпадает под данные исключительные, из чего следует, что раздел его производится на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в данном случае по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (или по его поручению Территориальному управлению). Территориальное управление не наделено соответствующими полномочиями.
Судом первой инстанции по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза, согласно заключения эксперта от 13.10.2014 N 158/14-Д, площадь земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации по назначению трансформаторной подстанции, кадастровый номер 73:24:020101:0001:73:401:002:001715070:9091, расположенной по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Шоферов, 1, составляет 13 900 кв.м. (т.3 л.д.12-26).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для ее использования.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 13 и 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью.
Из материалов дела видно, что заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости, следовательно он в силу статьи 36 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Территориального управления о том, что заявитель неправомерно требует признать незаконным бездействие органа, на его заявление от 08.11.2013, поскольку считает, что с его стороны такое бездействие отсутствует в связи ответом выраженном в письме без номера, без даты (т.2 л.д. 133).
Суд первой инстанции правильно указал, что данное письмо не содержит отказа, а является сопроводительным письмом к отказу содержащемуся в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.09.2014 N ПП-10/38388 (т2, л.д. 122-123). К Федеральному агентству заявитель не обращался.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Как следует из пояснений заявителя и не опровергнуто заинтересованным лицом, обществом были представлены в ТУ Росимущества в Ульяновской области все необходимые документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Положения пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Следовательно, постановка на кадастровый учет земельного участка невозможна до выдачи Территориальным управлением распоряжения о разделе земельного участка и согласовании схемы расположения земельных участков и межевого плана.
В данном случае исходя из требований заявителя и характера отношений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что общество считает, что бездействие Территориального управления нарушает его права и законные интересы тем, что ему фактически препятствуют в удовлетворении его просьбы об утверждении границ земельного участка, в связи с чем он лишен законного права получить его в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, предметом оценки является законность или незаконность не совершения Управлением действий по утверждению границ указанного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, что общество не доказало обоснованность истребованного им земельного участка в ориентировочном размере 10 700 кв. м. по следующим основаниям.
Требования заявителя подтверждаются судебной экспертизой, при этом общество просит предоставить земельный участок фактически занимаемый трансформаторной подстанцией, принадлежащей ему на праве собственности.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Указанные доводы общества не опровергнуты доказательствами представленными в материалы дела и пояснениями Территориального управления.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод Теруправления о том, что у Территориального управления отсутствовали полномочия по распоряжению федеральным земельным участком такой площади без поручения Росимущества.
Согласно Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно указанному Положению, федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже;
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
- при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Согласно Положению о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальный орган осуществляет следующие, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
- иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальный орган осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Агентством.
По поручению агентства, территориальное Управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе:
выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
Из указанного следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, представляя собой единый государственный орган управления в названной сфере.
В связи с указанным, внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа никоим образом не может влиять на нормы, предусмотренные федеральным законодательством, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности по принятию властно-распорядительных решений.
Доказательств, что общество обратилось в неуполномоченный орган, Территориальным управлением не представлено.
Из действующего законодательства не следует, что при выкупе земельных участков под находящимися на них объектами недвижимости, заинтересованные лица должны обращаться непосредственно в Федеральное агентство, а не в его Территориальное Управление.
В силу пункта 2 статьи 11.2, пункта 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки с учетом правил пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при этом образуемые участки прекращают существование с его даты государственной регистрации.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений при постановке на учет образованного объекта недвижимости, не могут носить временный характер, если право собственности на эти объекты возникли в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Произведенный раздел не нарушает интересы публичного собственника, поскольку согласно имеющегося заключения площадь вновь образованного земельного участка, определена для необходимого обслуживания и эксплуатации подстанции обществом. Данный факт сторонами не оспаривается.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 73:24:020101:80 являлся делимым, этот факт подтвержден документально и не оспаривается заинтересованными лицами, наличие у общества заинтересованности по его разделу также подтверждено документально.
На вновь образованных земельных участках не имеется объектов недвижимости, принадлежащих иным правообладателям, что исключает необходимость согласия на раздел федерального земельного участка.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы участвующих в деле лиц и все представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Суд первой инстанции правильно указал, что общество представило в регистрирующий орган все предусмотренные действующим законодательство документы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2014 по делу N А12-20329/2013.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 октября 2014 года по делу N А72-1823/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1823/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-22435/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО Авиастар-ОПЭ
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
Третье лицо: ФГУП "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод", Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом( Росимущество)