г. Казань |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А55-18462/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-18462/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Вис-Сервис" (ОГРН 1096382001319, ИНН 6382057230) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области об установлении кадастровой стоимости, с участием третьего лица - мэрии городского округа Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Вис-Сервис" (далее - ЗАО "Вис-Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 63:32:2501002:120 площадью 7893 кв. м; кадастровый номер 63:09:0102164:510 площадью 541 кв. м; кадастровый номер 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв. м; кадастровый номер 63:12:1401005:0045 площадью 1244 кв. м; кадастровый номер 63:32:1204006:372 площадью 8020 кв. м; кадастровый номер 63:09:0102164:509 площадью 3130 кв. м; кадастровый номер 63:32:2601035:114 площадью 5000 кв. м; кадастровый номер 63:09:0000000:0027, площадью 4592 кв. м; кадастровый номер 63:09:0301165:11 площадью 4657 кв. м; кадастровый номер 63:09:0101155:33 площадью 4668 кв. м; кадастровый номер 63:09:0102160:687 площадью 32 565 кв. м, равной их рыночной стоимости.
Определением суда от 22.05.2014 исковое заявление принято к производству суда. Делу присвоен номер А55-9212/2014.
Определением суда от 04.08.2014 в отдельное производство выделено требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 63:09:0102164:509, площадью 3130 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20, равной его рыночной стоимости. Делу присвоен номер А55-18462/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия городского округа Тольятти.
Истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102164:509 площадью 3130 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20, равной его рыночной стоимости в размере 1 058 996 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 по делу N А55-18462/2014 уточнение искового требования принято судом, установлена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер 63:09:0102164:509, площадью 3130 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 1 058 996 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит отменить состоявшиеся судебные акты и в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью. Также приводит довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений".
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Вис-Сервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102164:509, площадью 3130 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.09.2008.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно указанному постановлению Правительства Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102164:509 по состоянию на 01.01.2013 составляет 6 071 699 руб. 20 коп.
Истец по своей инициативе провел рыночную оценку указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013. Согласно выполненному обществом с ограниченной ответственностью ПКФ "Киселевых" отчету от 30.06.2014 N 6108/11 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102164:509 составила 1 058 996 руб. рублей.
ЗАО "Вис-Сервис", полагая, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчёта оценки (данная правовая позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно представленному истцом экспертному заключению от 30.07.2014 N 2573/2014-4 общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" отчет от 20.05.2014 N 6108/11 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102164:509, площадью 3130 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20, соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Надлежаще исследовав все доказательства и установив все обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность судебного акта первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" несостоятелен, поскольку обжалуемыми судебными актами решение о правах и обязанностях указанных лиц не принималось.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу N А55-18462/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-21861/13 по делу N А55-18462/2014