г. Казань |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А06-4629/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-4629/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саханд", (ИНН 3016057495 ОГРН 1083016002057), г. Астрахань, к Астраханской таможне, (ИНН 3017003414, ОГРН 1033001700159), г. Астрахань, о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/280911/0004490, об обязании в рамках части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить допущенные нарушения прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 477 555 руб. 36 коп. по ДТ N 10311020/280911/0004490,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саханд" (далее - ООО "Саханд", общество) с заявлением о признании незаконным бездействия Астраханской таможни, выразившегося в не возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10311020/280911/0004490, об обязании в рамках части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), устранить допущенные нарушения прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 477 555 руб. 36 коп. по ДТ N 10311020/280911/0004490.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/280911/0004490, обязал Астраханскую таможню в порядке восстановления нарушенного права возвратить ООО "Саханд" таможенные платежи в сумме 477 555 руб. 36 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Астраханская таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.12.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.02.2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
18.03.2009 между ООО "Саханд" (покупатель, Россия) и компанией SAHAND JAME TARBIZ СО (продавец, Иран) был заключен контракт N 1.
Согласно пункту 1.1. контракта продавец продает на условиях CFR-Астрахань, согласно Инкотермс 2000, а покупатель покупает товар по ценам, количеству и ассортименту, указанных в приложении к контракту. Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что покупатель по поручению продавца может производить закуп продукции для бартерного обмена за полученные товары от продавца, обязательная предоплата товара контрактом не предусмотрена.
В целях таможенного оформления ввезенного товара ООО "Саханд" представило ДТ N 10311020/280911/0004490, в которой указало наименование товара: товар N 1 - стекло листовое, прокатное, фигурное, рифленое, неармированное, не полированное, не шлифованное, не подверженное дополнительной обработке, без поглощающего, отражающего и не отражающего слоя, окрашенное в массе в бронзовый цвет.
Таможенная стоимость была определена по стоимости сделки с ввозимым товарами. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости ООО "Саханд" в таможенный орган для проверки ДТ был представлен контракт от 18.03.2009 N 1 с дополнениями, коносамент N 90-597, инвойс от 23.08.2011 N 90/3121.
29.09.2011 Астраханской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, после чего обществу были доначислены к уплате таможенные платежи в размере 477 555 руб. 36 коп.
ООО "Саханд" уплатило таможенные платежи в сумме 477 555 руб. 36 коп.
Однако, полагая, что корректировка таможенной стоимости товаров произведена Астраханской таможней неверно, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 10.04.2014 N 7 о возврате излишне уплаченных по ДТ N 10311020/280911/0004490 таможенных платежей в сумме 477 555 руб. 36 коп.
Письмом от 07.05.2014 N 15-51/7591 таможенный орган сообщил обществу об оставлении данного заявления без рассмотрения ввиду отсутствия документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
ООО "Саханд", полагая, что бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных по ДТ N 10311020/280911/0004490 таможенных платежей, является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
На основании части 1, 2 статьи 4 Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения, при любом из следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены совместным решением органов таможенного союза, ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536, и в Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза" (далее - Постановление N 96), выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления N 96 отмечено, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Судебная коллегия считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что заявителем в таможенный орган были представлены документы, предусмотренные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Таможенный орган документально не обосновал невозможность получения им соответствующей информации в целях соблюдения последовательности применения методов определения таможенной стоимости. Таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение заявителем установленного частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ трехлетнего срока на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Астраханской таможни оснований для оставления заявления ООО "Саханд" без рассмотрения и правомерно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным оспариваемого бездействия таможенного органа.
Коллегия соглашается с выводом судов о представлении ООО "Саханд" в таможенный орган всех документов, необходимых для решения вопроса о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, решения судов являются законными и обоснованными, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А06-4629/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение заявителем установленного частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ трехлетнего срока на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Астраханской таможни оснований для оставления заявления ООО "Саханд" без рассмотрения и правомерно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным оспариваемого бездействия таможенного органа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2015 г. N Ф06-22688/13 по делу N А06-4629/2014