г. Казань |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А65-23589/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Сибгатуллина И.Р., по доверенности от 15.09.2014 N 15/09,
ответчика - Пуряевой А.Ю., по доверенности от 08.12.2014 N 28900/03, Зариповой Н.Д., по доверенности от 14.05.2015 N 10951/03,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи: Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-23589/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-коммерческий центр "Тайминг", (ОГРН 1021602026555), п. Кама Тукаевского района Республики Татарстан, к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Республике Татарстан о признании незаконным действия об отказе в исключении эксплуатируемых ООО НКЦ "Тайминг" опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-коммерческий центр "Тайминг" (далее - ООО НКЦ "Тайминг", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Республике Татарстан (далее - Управление Ростехнадзора, ответчик) о признании незаконным действия об отказе в исключении эксплуатируемых ООО НКЦ "Тайминг" опасных производственных объектов: Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15, здание автосалона регистрационный N А43-010902-0001; Сеть газопотребления по адресу: 423803, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Набережночелнинский, в районе здания казначейства регистрационный N А43-01-09-02-0002 из государственного реестра опасных производственных объектов, изложенному в уведомлении от 21.07.2014 N 16444/05; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем исключения эксплуатируемых ООО НКЦ "Тайминг" опасных производственных объектов: Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15, здание автосалона регистрационный N А43-010902-0001; Сеть газопотребления по адресу: 423803, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Набережночелнинский, в районе здания казначейства регистрационный N А43-01-09-02-0002.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты изменить в части выводов, что объекты не относятся к опасным производственным объектам.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО НКЦ "Тайминг", являясь владельцем двух производственных объектов: Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15, здание автосалона - регистрационный N А43-010902-0001; Сеть газопотребления по адресу: 423803, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Набережночелнинский, в районе здания казначейства - регистрационный N А43-01-09-02-0002, обратилось к ответчику с заявлением от 01.07.2014 N 21 об исключении названных эксплуатируемых объектов из государственного реестра опасных производственных объектов вследствие изменений, в связи с которыми у этих объектов отсутствуют признаки опасности. К заявлению были приложены обосновывающие документы.
Управление Ростехнадзора, рассмотрев заявление общества и приложенные документы, возвратило заявителю пакет документов указав, что они не соответствуют требованиям Административного регламента по осуществлению исключения из государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606. Также ответчик указал, что для классификации и идентификации сетей газопотребления и газоснабжения количество опасного вещества не учитывается, на их классификацию влияет только давление, на основании чего заявление отклонено от рассмотрения.
Не согласившись с данными действиями ответчика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как подтверждается материалами дела, сеть газопотребления предприятия по адресу: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов 30.11.2002, регистрационный номер А43-01902-0001.
В этот период 2002 г. регистрация опасных производственных объектов и включение их в реестр опасных производственных объектов производилась в соответствии с "Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра РД 03-294-99", утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.1999 N 39 (диапазон действия документа с 24.08.2002 по 14.09.2003).
В соответствии с данным Положением "Опасный производственный объект (далее - объект) - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками (признаками опасности), указанными в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
Идентификация опасных производственных объектов проводится организацией, эксплуатирующей эти объекты (эксплуатирующей организацией) или экспертной организацией (в рамках экспертизы промышленной безопасности). Идентификация опасных производственных объектов может проводиться организациями, которым федеральными органами исполнительной власти предоставлено право проведения идентификации в пределах их компетенции. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов согласно п. 18 Положения РД 03-294-99, на основании которого сеть газопотребления общества была идентифицирована как опасный производственный объект, контролируют регистрирующие органы.
В соответствии с п. 20 Положения РД 03-294-99 "При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака следует использовать производственную площадку или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - используются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.
При этом опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором используется такое техническое устройство или такое вещество.
В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке".
Так, объект "Сеть газопротребления предприятия", per. N А43-01902-0001, по адресу: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15, обслуживает котельную заявителя (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2010, серия 16-АЕ 448601) и используется исключительно для отопления и горячего водоснабжения здания.
Объект "Сеть газопотребления предприятия", рег.N А43-01902-0002, по адресу: г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, в районе здания казначейства, является газоснабжением котельной дилерского центра "Мерседес-Бенц Центр Кама".
Судами верно отмечено, что никакими доказательствами по делу не подтверждается использование спорных 2 сетей газопотребления в иных целях, чем для отопления и горячего водоснабжения, и что на территории указанных объектов производятся производственные процессы с использованием горючего вещества - газа.
Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 "О недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов" отмечено о недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов. Так, указано, что "понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности. Не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации".
Соответствуя вышеизложенным разъяснениям, сети газопотребления заявителя используются для нужд административного здания в целях выработки тепловой энергии без целей ее реализации. Данные доводы заявителя не опровергнуты ответчиком в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ об обязанности доказывания.
Согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, "Сеть газопотребления рег.N А43 -01902-0001", в состав сети газопотребления входит котельная с двумя котлами Buderus Logano GE615. Согласно паспорта оборудования - Низкотемпературный напольный котел Buderus Logano GE615 предназначен для погодозависимой генерации тепла для систем отопления и горячего водоснабжения.
Аналогично, в состав сети газопотребления объекта "Сеть газопотребления рег. N А43-01902-0002, согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, так же входит котельная с двумя водогрейными котлами Buderus Logano GE515. Согласно паспорту оборудования указанные котлы так же предназначены для генерации тепла для систем отопления и горячего водоснабжения.
Наименование оборудования "Котлы отопительные с комплектующими" подтверждается и Сертификатом соответствия N ГО00.1Ш1320.Н00015, выданным ООО "Будерус Отопительная техника".
Также, согласно разрешению на применение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N РРС 00-33885, указано оборудование "Котлы отопительные стальные и чугунные серий GE 515, 615".
Вышеизложенным подтверждается факт использования Сетей газопотребления заявителя исключительно для выработки тепловой энергии и обеспечения собственных нужд, в связи с чем, объекты не подлежат отнесению к категории опасных производственных объектов.
Судами правомерно отклонен довод ответчика о том, что порядок установления классов опасности для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления закреплен п. 4 Приложения 2 Федерального закона N 116-ФЗ, в таблицах 1, 2 Приложения 2, определяющих класс опасности опасных производственных объектов, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Материалами дела не подтверждается использование заявителем оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.
Согласно представленным заявителем расчетам массы газа, объекты ООО НКЦ "Тайминг" имеют следующие показатели: Сеть газопотребления предприятия, рег.N А43-01902-0001 по адресу: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15 - общая масса газа составляет 16,203 кг; Сеть газопотребления предприятия, рег.N А43-01902-0002 по адресу: 423803, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, в районе здания казначейства - общая масса газа.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что совокупностью доказательств по делу подтверждается несоответствие оспариваемых действий ответчика вышеприведенным нормам закона, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, и, в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ, удовлетворили заявленные обществом требования.
Объект "Сеть газопротребления предприятия", per. N А43-01902-0001, адрес: 423877, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Кама, ул. Полевая, д. 15, является котельной (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2010, серия 16-АЕ 448601) используется исключительно для отопления и горячего водоснабжения здания.
Какие-либо производственные процессы на территории объекта с использованием горючего вещества - газа, не производились и не производятся. Доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены.
Второй объект заявителя - "Сеть газопотребления предприятия", рег. N А43-01902-0002, адрес: г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, в районе здания казначейства, зарегистрирован 13.07.2011.
В указанный период действия (административные процедуры) при регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов были определены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и томному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов от 04.09.2007 N 606).
Основания исключения объекта из государственного реестра на основании заявления эксплуатирующей его организации определены п. 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (в редакции постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 486), согласно которому указанными основаниями являются: ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ; предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.
Доводы заявителя относительно отсутствия "производственной деятельности" и использование объектов исключительно для собственных нужд отопления и горячего водоснабжения, являются лишь дополнением к основному доводу об утрате объектами признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в существующей редакции Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" применяются требования, не позволяющие однозначно определить признаки опасности при отнесении газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления к опасным производственным объектам.
Согласно статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты газоснабжения, в которых единовременно находится (в газопроводах и технологическом оборудовании) опасное вещество в количестве, указанном в Приложении 2 к данному Федеральному закону, что для воспламеняющихся и горючих газов (природного газа) составляет 1 и более тонны.
Вместе с тем, при идентификации не учитывается тот факт, что на объекты газоснабжения непрерывно подается природный газ и его количество на объекте в короткий промежуток времени может превысить значение в 1 тонну. Так, при разгерметизации сети газопотребления возможен выход природного газа, находящегося, в том числе в сети газораспределения, которая технологически связана с сетью газопотребления.
В этой связи, выводы судебных инстанций о том, что эксплуатируемая сеть газопотребления не является опасным производственным объектом, поскольку максимальная масса газа во всех газопроводах общества составляет менее 1 т, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А65-23589/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в существующей редакции Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" применяются требования, не позволяющие однозначно определить признаки опасности при отнесении газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления к опасным производственным объектам.
Согласно статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты газоснабжения, в которых единовременно находится (в газопроводах и технологическом оборудовании) опасное вещество в количестве, указанном в Приложении 2 к данному Федеральному закону, что для воспламеняющихся и горючих газов (природного газа) составляет 1 и более тонны."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2015 г. N Ф06-23200/15 по делу N А65-23589/2014
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23200/15
03.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-630/15
03.03.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23589/14
23.12.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23589/14