г. Казань |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А55-12848/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-12848/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова", г. Самара (ОГРН 1036300447336) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н. Герасимова" (далее - ООО "Творческая мастерская Заслуженного архитектора А.Н. Герасимова", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным приказа от 03.03.2014 N 89 "Об отмене приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 27.04.2011 N 115".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу не согласившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, представили отзывы с обоснованием своей позиции, просили судебные акты оставить без изменения.
Законность вышеуказанных судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между заявителем и Департаментом лесного хозяйства Самарской области заключен договор аренды лесного участка от 28.08.2009 N 216/07, дата регистрации договора 11.08.2010 серия 63-63-26/049/2010-258. Срок аренды лесного участка с 28.08.2009 по 28.08.2058 (л.д.48-57).
27 апреля 2011 года Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области утвердило положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 28.08.2009 N 216/07, о чем свидетельствует приказ N 115 (л.д.20, 21-26).
В соответствии с пунктом 5.4.31. Положения "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.
Рослесхозом в адрес министерства было направлено предписание от 21.08.2013 N 16-вп "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности", в котором содержалось требование по устранению выявленных нарушений лесного законодательства ООО "Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н.Герасимова".
Во исполнение пункта 4 Предписания Рослесхоза от 21.08.2013 N 16-вп министерством была организована и проведена служебная проверка в отношении должностных лиц, допустивших незаконное использование лесного участка, расположенного в выделах 16, 17 квартала 77 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничеств Самарской области.
Факт незаконности утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов арендованного лесного участка министерством нашел свое подтверждение в предписании Рослесхоза от 21.08.2013 N 16-вп, заключении о результатах служебной проверки от 01.10.2013.
В связи с несоответствием проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 28.08.2009 N 216/07 требованиям, установленным Составом проекта освоения лесов и Порядком его разработки, законодательству Российской Федерации, приказом министерства от 03.03.2014 N 89 был отменен приказ, утвердивший положительно заключение на проект освоения лесов (от 27.04.2011 N 115).
Не согласившись с этим приказом, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
Согласно п. 2.1 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 (далее - Положение), в ведении министерства находится нормативное правовое регулирование в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования на территории Самарской области, осуществление лесного планирования и организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с п.п. 20 п.2.2. Положения, в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу, что проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов относится к компетенции министерства, наделенного полномочиями по изданию приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочиями на отмену приказов об утверждении заключений экспертных комиссий в случае выявления несоответствия проекта освоения лесов, экспертного заключения требованиям действующего законодательства. В данном случае в нарушение положений пункта 10 Порядка государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 N 125, заинтересованным лицом выдано положительное заключение на проект освоения лесов, не соответствующее установленным требованиям, оспариваемый приказ соответствует требованиям статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528.
Статьей 7 Лесного кодекса определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 кодекса, которыми предусмотрено проведение лесоустройства в отношении лесных участков.
Лесоустройство - проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков, мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно пункту 6 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и обозначаются на картах лесов.
Таким образом, границы арендованного заявителем лесного участка обозначены в натуре в схеме и плане лесного участка.
Экспертной комиссией министерства была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка ООО "Творческая мастерская заслуженного архитектора А.Н.Герасимова". Приказом министерства от 27.04.2011 N 115 утверждено положительное заключение государственной экспертизы по указанному проекту.
Однако в ходе проверки департамента лесного хозяйства по ПФО, служебной проверки в министерстве было установлено следующее.
В проекте освоения лесов в целях осуществления рекреационной деятельности на стр.51 указано, что по периметру арендованного участка органичен свободный проход на период обустройства усадьбы и по прекращении работ по обустройству все препятствия будут убраны.
Согласно пункту 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 24.04.2007 N 108, действующим на момент проведения государственной экспертизы, использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах.
Пунктом 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, определено, что отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. Предоставленные лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных кодексом (только в случаях ведения сельского хозяйства).
При осуществлении рекреационной деятельности лесные участки не огораживаются, что установлено Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62.
В кассационной жалобе заявитель считает необоснованной ссылку на Порядок проведения экспертизы утвержденный приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545, поскольку Порядок не действовал на момент утверждения положительного заключения.
Однако, предмет рассмотрения настоящего дела - приказ министерства от 03.03.2014 N 89 (на момент его утверждения действовали положения Порядка.).
Кроме того, заявитель сам указывает, что на дату утверждения положительного заключения действовали положения Приказа от 14.05.2007 N 125 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", текст которого полностью идентичен Порядку.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по делу N А55-361/2014 является несостоятельной, поскольку в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, указанными судебными актами установлено, что конфигурация земельного участка заявителя, поставленного на кадастровый учет, действительно изменилась и отличается от первоначальной конфигурации лесного участка при проведении аукциона.
Как следует из проекта освоения лесов, арендуемый лесной участок прошел государственный кадастровый учет, однако дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 28.08.2009 N 216/07 о включении кадастрового номера в договор аренды министерством не заключалось. Материалы проекта освоения лесов заявителя содержат иную конфигурацию лесного участка, отличную от заключенного договора аренды лесного участка.
В соответствии с пунктом 27 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом министерства природных ресурсов России от 06.04.2007 377, действующим на момент проведения государственной экспертизы, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Таким образом, проект освоения лесов фактически предусматривал мероприятия по освоения лесного участка, не предоставленного в установленном порядке заявителю.
Несостоятельной является также ссылка заявителя жалобы на судебные акты, принятые по делу N А55-1473/2014, поскольку судебные акты касались правомочности проведения проверки в отношении заявителя и оспаривания ее результатов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, так как не опровергают выводы судов, изложенные в решении и постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А55-12848/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе заявитель считает необоснованной ссылку на Порядок проведения экспертизы утвержденный приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545, поскольку Порядок не действовал на момент утверждения положительного заключения.
Однако, предмет рассмотрения настоящего дела - приказ министерства от 03.03.2014 N 89 (на момент его утверждения действовали положения Порядка.).
Кроме того, заявитель сам указывает, что на дату утверждения положительного заключения действовали положения Приказа от 14.05.2007 N 125 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", текст которого полностью идентичен Порядку.
...
В соответствии с пунктом 27 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом министерства природных ресурсов России от 06.04.2007 377, действующим на момент проведения государственной экспертизы, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2015 г. N Ф06-24107/15 по делу N А55-12848/2014