г. Казань |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А72-11103/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2014 (судья Корастелёв В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А72-11103/2014
по заявлению Управления Федерального казначейства по Ульяновской области к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области о признании незаконным решения, с участием начальника МРЭО УГИБДД УМВД России по Ульяновской области Зеленова Д.А.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (далее - УФК по Ульяновской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Управление МВД по Ульяновской области, ответчик) о признании незаконным решения от 06.06.2014 N 10/5507; об обязании принять решение по заявлению на внесение изменений в конструкцию автомобиля в связи с заменой номерных агрегатов (кабины и рамы).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен начальник МРЭО УГИБДД УМВД России по Ульяновской области Зеленов Дмитрий Алексеевич, г. Ульяновск (далее - Зеленов Д.А.).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление МВД по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 02.06.2015.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, УФК по Ульяновской области в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области подано заявление от 23.01.2014 N 7301-343069 о совершении регистрационных действий в отношении автомобиля ГАЗ 33023, 2002 года выпуска, регистрационный знак М152КТ73, в связи с заменой кабины и рамы автомобиля, являющихся номерными агрегатами.
Отказывая в регистрационных действиях, ответчик указал, что они не подлежат регистрации в Госавтоинспеции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими измененную или уничтоженную идентификационную маркировку, что и произошло с указанным выше автомобилем вследствие замены на нем кабины, на которой была прикреплена табличка с VIN-номером данного автомобиля, присвоенном ему при выпуске автомобиля в обращение предприятием-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства.
Указанный отказ оспорен истцом в Арбитражный суд Ульяновской области. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А72-2207/2014, в удовлетворении заявленных требований УФК по Ульяновской области отказано.
Судами сделан вывод о том, что со стороны УФК по Ульяновской области в конструкцию транспортного средства внесены изменения в связи с заменой на нем кабины и рамы, однако свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности не получено. Следовательно, транспортное средство не может быть допущено к дорожному движению путем проведения регистрационных действий в отношении него в общем порядке, поскольку на соответствие требованиям безопасности должны проверяться не только новые кабина и рама, являющиеся стандартными для данной модели транспортных средств, установленные УФК на автомобиль, но и результаты работ по их установке, то есть, по сути своей, вновь полученное транспортное средство.
После обращения истца с новым заявлением от 21.05.2014 на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, ответчик вынес оспариваемый по настоящему делу отказ от 06.06.2014 N 10/5507 указав, заявление о замене номерных агрегатов не подлежит рассмотрению, так как не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства замена номерных агрегатов на идентичные.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, наряду с прочими указанными в данной статье средствами, также и путем осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии частью 4 этой же статьи Федерального закона после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
В пункте 5 Технического регламента приведены понятия, используемые для целей настоящего технического регламента, которые означают следующее: "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства; "безопасность транспортного средства" - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде; "выпуск в обращение" - оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации; "выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси)" - не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства); "единичное транспортное средство" - транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу; "свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства" - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
В силу пункта 79 подраздела Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства. Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.
Согласно пункту 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 82 Технического регламента по результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Исходя из изложенного, наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Таким образом, единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, в конструкцию которого внесены изменения, является выдаваемое подразделениями МВД РФ свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (Приложение N 2).
Пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного этим же Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (Приложение N 1), для целей настоящего Наставления применяется термин изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства.
По итогам рассмотрения заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение, в котором указываются порядок и условия оформления вносимых изменений в заявленное транспортное средство, а в случае необходимости собственнику транспортного средства рекомендуется прохождение экспертизы транспортного средства.
Решение подразделения ГИБДД оформляется путем внесения соответствующей записи на оборотной стороне заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Исходя из изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемое по настоящему делу решение УМВД не соответствует требованиям закона и нарушает права УФК по Ульяновской области в сфере экономической деятельности по мотиву того, что органами ГИБДД неверно замена на транспортном средстве ГАЗ 33023 одновременно кабины и рамы квалифицирована как отсутствие изменений его конструкции.
Решением об отказе в рассмотрении заявления УМВД уклонилось от проверки в установленном порядке, предусмотренном указанными выше нормативными правовыми актами, соответствия транспортного средства после произведенной его модификации требованиям безопасности для решения вопроса о его допуске (либо отказу в допуске) к дорожному движению.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1 к Приказу N 1240) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А72-11103/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (Приложение N 2).
Пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного этим же Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (Приложение N 1), для целей настоящего Наставления применяется термин изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
...
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1 к Приказу N 1240) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2015 г. N Ф06-23504/15 по делу N А72-11103/2014