г. Казань |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А55-18465/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-18465/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "ВИС-Сервис", Самарская область, город Тольятти (ОГРН 1096382001319, ИНН 6382057230) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), город Самара, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв.м, находящегося по адресу: Самарская область, село Красный Яр, ул. Придорожная, уч. 1, с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации Красноярского района, Самарская область, село Красный Яр,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ВИС-Сервис" (далее - ЗАО "ВИС-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером 63:32:2501002:120 площадью 7893 кв.м, находящегося по адресу: п/ст Приморский, пер. Строителей, уч. 2;
- с кадастровым номером 63:09:0102164:510 площадью 541 кв.м, находящегося по адресу: город Тольятти, ул. Заставная, д. 20;
- с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв.м, находящегося по адресу: село Красный Яр, ул. Придорожная, уч. 1;
- с кадастровым номером 63:12:1401005:0045 площадью 1244 кв.м., находящегося по адресу: п.г.т. Безенчук, ул. Мамистова, д. 97;
- с кадастровым номером 63:32:1204006:372 площадью 8020 кв.м., находящегося по адресу: село Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8;
- с кадастровым номером 63:09:0102164:509 площадью 3130 кв.м., находящегося по адресу: город Тольятти, ул. Заставная, д. 20;
- с кадастровым номером 63:32:2601035:114 площадью 5000 кв.м., находящегося по адресу: село Тимофеевка, ул. Обводная, 21;
- с кадастровым номером 63:09:0000000:0027 площадью 4592 кв.м., находящегося по адресу: город Тольятти, Обводное шоссе, д. 107;
- с кадастровым номером 63:09:0301165:11 площадью 4657 кв.м., находящегося по адресу: город Тольятти, Автозаводское шоссе, 4;
- с кадастровым номером 63:09:0101155:33 площадью 4668 кв.м., находящегося по адресу: город Тольятти, Южное шоссе, д. 97;
- с кадастровым номером 63:09:0102160:687 площадью 32565 кв.м., находящегося по адресу: город Тольятти, ул. Вокзальная, д. 7а.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2014, принятым по делу N А55-9212/2014 исковое требование об установлении кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв.м., находящегося по адресу село Красный Яр, ул. Придорожная, уч.1 равной его рыночной стоимости - выделено в отдельное производство, выделенному делу присвоен номер А55-18465/2014.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Красноярский Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, требования истца удовлетворены.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, село Красный Яр, ул. Придорожная, уч.1, установлена равной его рыночной стоимости - 2 013 717 руб.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ВИС-Сервис" является собственником сооружения "АЗС типа "Евростандарт", находящегося по адресу: Самарская область, муниципальный район Красноярский, село Красный Яр, ул. Придорожная, уч.1. ООО "ВИС-Сервис" также является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв.м., находящегося по адресу Самарская область, муниципальный район Красноярский, село Красный Яр, ул. Придорожная, уч.1. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2010.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:26:1902016:284 установлена в размере 9 496 160 руб.
По инициативе общества проведена рыночная оценка вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Истцом представлены отчет об оценке N 6108/12, экспертное заключение N 2573/2014-5, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:26:1902016:284 площадью 8000 кв.м., находящегося по адресу Самарская область, муниципальный район Красноярский, село Красный Яр, ул. Придорожная, уч.1 по состоянию на 01.01.2013 составляет 2 013 717 руб.
ЗАО "ВИС-Сервис" полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действующей в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть с учетом Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в действующей редакции) отмечено, что кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда изменения вносятся органом кадастрового учета в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палатой были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Судами двух инстанций в качестве доказательств заявленных требований приняты во внимание отчет независимого оценщика от 30.06.2014 N 6108/12, в соответствии с которым величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 2 013 717 руб. и положительное экспертное заключение от 30.07.2014 N 2573/2014-5, которым было установлено соответствие отчета требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При этом доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении, участвующие в деле лица не представили.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в кассационной жалобе о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По данной категории споров надлежащими ответчиками должны признаваться федеральные органы, осуществляющие организацию по государственной кадастровой оценке земель, и подведомственные ему бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).
Поскольку по данному делу нормативный акт не был предметом оспаривания, привлечение Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве участников процесса не является обязательным.
Следует отметить, что соответствующих ходатайств о привлечении Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований либо о вступлении их в судебный процесс не заявлялось.
В связи с чем, согласно пункту 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечение судом третьих лиц без самостоятельных требований не может служить безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-18466/2014, А55-18464/2014, А55-19885/2014, А55-19883/2014.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу N А55-18465/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палатой были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
...
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в кассационной жалобе о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2015 г. N Ф06-23987/15 по делу N А55-18465/2014