г. Казань |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А57-20681/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Желаевой М.З., Сабирова М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью финансово-строительная компания "Стройфин"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.201 (судья Мещерякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-20681/2013
по исковому заявлению Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155) к обществу с ограниченной ответственностью финансово-строительная компания "Стройфин" (ОГРН 1026403344043) о взыскании неустойки по муниципальным контрактам,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью финансово-строительная компания "Стройфин" (далее - ответчик, общество, ООО ФСК "Стройфин") о взыскании неустойки по муниципальному контракту от 17.08.2012 N 0160300057312000233-0431160-01 в размере 125 910 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2014 дела N А57-20681/2013, N А57-20682/2013, N А57-20683/2013, N А57-20684/2013, N А57-20685/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному производству присвоен номер N А57-20681/2013.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, с ООО ФСК "Стройфин" в пользу Комитета взыскана неустойка по муниципальным контрактам от 17.08.2012 N 0160300057312000232-0431160-01, от 17.08.2012 N 0160300057312000231-0431160-01, от 17.08.2012 N 0160300057312000230-0431160-01, от 17.08.2012 N 0160300057312000235-0431160-01, от 17.08.2012 N 0160300057312000233-0431160-01 за период с 01.01.2013 по 02.06.2013 в общем размере 629 550 руб., с ООО ФСК "Стройфин" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 15 591 руб.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды исходили из их правомерности и доказанности.
При этом суды руководствовались положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о строительном подряде (далее - ГК РФ), статей 307, 309, 310, 329, 330 ГК РФ, а также нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Вывод судов обоснован наличием правовых оснований для взыскания с общества неустойки за нарушение сроков строительства объектов в общем размере 629 550 руб. за период с 01.01.2013 по 02.06.2013 по причине неустранения недостатков, зафиксированных в актах технического осмотра.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а требования Комитета - оставлению без удовлетворения.
Как установлено судом, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" между Комитетом (Участник долевого строительства) и ООО ФСК "Стройфин" (Застройщик) были заключены:
- муниципальный контракт от 17.08.2012 N 0160300057312000232-0431160-01,
- муниципальный контракт от 17.08.2012 N 0160300057312000231-0431160-01,
- муниципальный контракт от 17.08.2012 N 0160300057312000230-0431160-01,
- муниципальный контракт от 17.08.2012 N 0160300057312000235-0431160-01,
- муниципальный контракт от 17.08.2012 N 0160300057312000233-0431160-01.
В соответствии с условиями указанных контрактов, Застройщик в предусмотренный договором срок обязуется простроить жилой дом N 1 в комплексе многоквартирных 3-х этажных жилых домов, расположенных по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-13 и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства в муниципальную собственность согласованные сторонами объекты долевого строительства (приложение N 1), а именно:
- жилое помещение (трехкомнатная квартира N 32) общей площадью 63,06 кв. м, по цене 1 496 250 руб.;
- жилое помещение (трехкомнатная квартира N 36) общей площадью 63,06 кв. м, по цене 1 496 250 руб.;
- жилое помещение (трехкомнатная квартира N 40) общей площадью 63,06 кв. м, по цене 1 496 250 руб.;
- жилое помещение (трехкомнатная квартира N 44 общей площадью 63,06 кв. м, по цене 1 496 250 руб.;
- жилое помещение (трехкомнатная квартира N 24) общей площадью 63,06 кв. м, по цене 1 496 250 руб.
Предметом указанных контрактов является приобретение у Застройщика жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, в собственность муниципального образования "Город Саратов" в рамках реализации вневедомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2012 году" (пункт 2.1. контрактов).
В соответствии с пунктом 2.2. муниципальных контрактов Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок построить объект: жилой дом N 1 в комплексе многоквартирных 3-х этажных жилых домов, расположенных по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", Волжский район, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-13, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства в муниципальную собственность объект долевого строительства, обусловленный пунктом 2.4. контракта, а Участник долевого строительства обязуется в установленный контрактом срок уплатить Застройщику обусловленную настоящим контрактом цену и по окончании строительства, при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, принять объект долевого строительства.
Согласно пункту 2.3. контрактов Застройщик обязуется завершить строительство многоквартирного дома и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не позднее 10.12.2012.
В пункте 2.4. контрактов стороны согласовали, что объектом долевого строительства, подлежащего передаче Участнику долевого строительства по настоящему контракту, является жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, определенное сторонами в составе жилого помещения (приложение N 1), который подписывается сторонами.
В соответствии с разделом 3 указанных выше контрактов, цена каждого из них составляет 1 496 250 руб., НДС не облагается. Оплата за жилое помещение осуществляется Участником долевого строительства путем внесения авансового платежа в размере 100% цены контракта на расчетный счет Застройщика.
На основании пункта 3.3. контрактов оплата производится двумя платежами:
- первый платеж 15% от цены контракта - в течение 30 календарных дней с даты регистрации контракта в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- второй платеж 85% от цены контракта - в течение 10 календарных дней с даты поступления денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно пункту 5.1.5. контрактов по окончании строительства многоквартирного дома Застройщик обязан:
- передать Участнику долевого строительства обусловленный пунктом 2.4. контракта и отвечающий требованиям, установленным пунктом 9.2. настоящего контракта, по акту приема-передачи жилого помещения предусмотренной формы согласно приложению N 3 - не позднее 31.12.2012.
Объект долевого строительства считается переданным Участнику долевого строительства со дня подписания акта приема-передачи жилого помещения сторонами настоящих контрактов.
В соответствии с пунктом 9.2. контрактов стороны установили, что Застройщик передает, а Участник долевого строительства принимает объект долевого строительства с чистой отделкой (обои, побелка/покраска потолков, окрашенные оконные переплеты и подоконники), системами электроснабжения (внутренняя электрическая разводка, розетки, выключатели, патроны, электрические счетчики), теплоснабжения, газоснабжения (внутренняя разводка и газовый счетчик), водоснабжение и водоотведение (внутренняя разводка, счетчики учета потребления воды), с установленным сантехническим оборудованием и установленной плитой для приготовления пищи (газовой или электрической).
В разделе 6 контракта стороны согласовали ответственность за нарушение условий настоящего контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае нарушения сроков передачи Участнику долевого строительства объекта строительства Застройщик уплачивает Участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/150 действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Комитет, в рамках контрактов, перечислил ООО ФСК "Стройфин" 7 481 250 руб., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 30.11.2012 N RU 64304000-76, жилой дом N 1, обусловленный пунктом 2.2. контрактов, введен в эксплуатацию.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что фактически квартиры N 24, N 32, N 36, N 40, N 44 были переданы Участнику долевого строительства по актам приема-передачи 03.06.2013, то есть с нарушением срока, обусловленного указанными муниципальными контрактами.
Комитет направил в адрес ООО СФК "Стройфин" претензию от 17.05.2013 N 24/1513-11-01-укс с требованием о взыскании неустойки (пени), однако, указанные претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования Комитета, с учетом уменьшения суммы неустойки, судебные инстанции исходили из следующего.
Заключенные между сторонами по делу муниципальные контракты по своей правовой квалификации являются договорами долевого участия в строительстве, взаимоотношения контрагентов по которым подлежат регулированию Закона N 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
По смыслу положений градостроительного законодательства и Закона N 214-ФЗ застройщик передает объект долевого строительства после ввода в эксплуатацию созданного объекта недвижимости (многоквартирного дома).
Статьей 6 Закона N 214-ФЗ предусмотрена обязанность застройщика передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором. Частью 2 указанной статьи установлено, что в случае нарушения определенного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени).
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 214-ФЗ предусмотрена обязанность застройщика направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче.
Согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию N RU 64304000-76, жилой дом N 1 введен в эксплуатацию 30.11.2012.
ООО ФСК "Стройфин" 17.12.2012 направило в адрес Комитета уведомление о получении разрешения на ввод дома в эксплуатацию, его регистрации и готовности застройщика приступить к передаче объектов долевого строительства. Указанное уведомление было получено Комитетом 18.12.2012, что подтверждается штампом истца на уведомлении.
Согласно актам от 24.12.2012, от 29.01.2013, от 04.03.2013 проверки технического состояния квартир, представителями истца и ответчика установлено, что жилые помещения, расположенные по указанным выше адресам (в том числе объекты долевого строительства, обусловленные пунктом 2.4. контрактов), не отвечают требованиям, установленным пунктом 9.2. контрактов, не пригодны для проживания граждан. В указанных актах ответчику (ООО ФСК "Стройфин") установлен срок для исправления недостатков жилых помещений, которые делают их непригодными для проживания граждан.
К установленному сроку выявленные недостатки жилых помещений ответчиком не были устранены. Жилые помещения, обусловленные пунктом 2.4. контрактов, приведены ответчиком в состояние, отвечающее требованиям пункту 9.2. контрактов, лишь к 03.06.2013, о чем был подписан соответствующий передаточный акт. Фактически жилые помещения, обусловленные пунктом 2.4. контрактов, были переданы истцу по актам приема-передачи от 03.06.2013, то есть с нарушением установленного срока.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Закон N 214-ФЗ возлагает не только на застройщика обязанность передать объект долевого строительства, но и возлагает на дольщика обязанность принять такой объект в установленные сроки. Иное позволило бы недобросовестному дольщику, уклоняющемуся от приемки объекта долевого строительства, на неопределенное время возложить на застройщика бремя содержания, обеспечения сохранности такого объекта, а также расходы за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 214-ФЗ участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 7 данного Закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 Закона N 214-ФЗ.
Данная норма действует при условии, что дольщик приступил к приему объекта долевого участия в строительстве в срок, согласованный сторонами в договоре или установленный в законе. Из материалов дела не усматривается, что Комитетом совершались действия, направленные на приемку предъявленных обществом жилых помещений.
При этом акт технического осмотра не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, в связи с чем не может быть принят в подтверждение совершения Комитетом, как участником долевого строительства, действий, направленных на приемку жилых помещений.
В то же время, Законом N 214-ФЗ установлены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 214-ФЗ, в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора, возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Из материалов дела усматривается, что передача жилых помещений с нарушением сроков фактически вызвана предъявлением Комитетом требований по устранению недостатков выполненных работ.
Пунктом 4.5 муниципальных контрактов установлено, что в случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства, или неустранения выявленных недостатков в разумный срок, установленный участником долевого строительства, последний вправе потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в установленном размере.
Неисполнение ответчиком в согласованный срок обязательств по устранению недостатков, зафиксированных в актах технического осмотра, может повлечь предъявление к ООО ФСК "Стройфин" определенных санкций. В то же время, нарушение условий раздела 4 спорных муниципальных контрактов не является основанием иска, и не было предметом доказывания по настоящему делу.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства уклонения ООО ФСК "Стройфин" от передачи Комитету жилых помещений, предусмотренных муниципальными контрактами.
Комитет, будучи участником долевого строительства, получив 18.12.2012 соответствующее уведомление, уклонился от принятия объекта долевого строительства в установленные сроки, соответственно жилые помещения в рамках настоящего дела подлежат признанию переданными Комитету, а обязательства ООО ФСК "Стройфин" по муниципальным контрактам считаются исполненными в срок, согласованный договором и предусмотренный законом.
Данные обстоятельства исключают возможность применения к спорным правоотношения сторон меры ответственности в виде неустойки, установленной контрактом.
При таких обстоятельствах дела, выводы судов обеих инстанций судебная коллегия считает несоответствующими материалам дела и установленным обстоятельствам, а принятые по делу судебные акты - подлежащим отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы судебная коллегия в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А57-20681/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Кассационную жалобу удовлетворить.
Взыскать с Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная компания "Стройфин" (ОГРН 1026403344043) 2000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы и 3000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Саратовской области в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 214-ФЗ участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 7 данного Закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 Закона N 214-ФЗ.
Данная норма действует при условии, что дольщик приступил к приему объекта долевого участия в строительстве в срок, согласованный сторонами в договоре или установленный в законе. Из материалов дела не усматривается, что Комитетом совершались действия, направленные на приемку предъявленных обществом жилых помещений.
При этом акт технического осмотра не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, в связи с чем не может быть принят в подтверждение совершения Комитетом, как участником долевого строительства, действий, направленных на приемку жилых помещений.
В то же время, Законом N 214-ФЗ установлены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 214-ФЗ, в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора, возмещения своих расходов на устранение недостатков.
...
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А57-20681/2013 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-24007/15 по делу N А57-20681/2013