г. Казань |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А55-14905/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии:
ответчика - Исаева И.М., доверенность от 11.11.2014 N 12-22/0040, Касевой Н.В., доверенность от 16.3.2015 N 12-22/0010@,
третьего лица (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области) - Супрун А.П., доверенность от 19.02.2015 N 05-19/03308,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица (Лыков Михаил Иванович) - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-14905/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Конкурент" к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительным решение налогового органа, при участии в деле третьих лиц: Лыкова Михаила Ивановича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Конкурент" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Конкурент") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление, госорган) от 19.06.2014 N 13-16/14921, которым было отменено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Самарской области (далее - налоговая инспекция, МРИ ФНС N 16 по Самарской области) от 27.08.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ЗАО "Конкурент" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2014 заявленные требования ЗАО "Конкурент" удовлетворены. Суд признал решение госоргана от 19.06.2014 N 13-16/14921 незаконным, обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Общество в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, как обоснованные и соответствующие действующему законодательству, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Налоговой инспекцией 27.08.2013 принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО "Конкурент" в связи с его ликвидацией.
В связи с поступившей в Управление жалобой Лыкова М.И., указавшего на наличие у ЗАО "Конкурент" задолженности, решением госоргана от 19.06.2014 N 13-16/14921 отменено решение МРИ ФНС N 16 по Самарской области от 27.08.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице заявителя в связи с его ликвидацией.
ЗАО "Конкурент" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании принятого Управлением решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что законодательством о государственной регистрации не предусмотрен порядок обжалования решений нижестоящих органов в вышестоящий.
В кассационной жалобе Управление настаивает на правомерности своего решения, мотивируя свою позицию положениями Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах РФ).
Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, согласно статье 9 Закона о налоговых органах РФ вышестоящим налоговым органом предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актом.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на статью 14 данного Закона, указывает на отсутствие в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения, ограничений по пересмотру вышестоящим органом решений нижестоящих инспекций в случае обнаружения их несоответствия закону.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, поскольку признает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам спора и основанным на правильном применении норм права.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно абзацу 2 статьи 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, налоговые органы уполномочены осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 9 Закона о налоговых органах РФ вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам
В силу статьи 14 Закона о налоговых органах РФ порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 31 НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Из содержания статьи 9 Закона о налоговых органах РФ во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 3 и раздела VII НК РФ следует, что полномочие вышестоящего налогового органа по отмене незаконных решений нижестоящих налоговых органов распространяется на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
По настоящему делу рассматриваются правоотношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридического лица, которые регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который на момент рассматривания спора не предусматривал право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в вышестоящий территориальный регистрирующий орган.
Право рассмотрения заявлений и вынесения решений об отмене решений нижестоящих налоговых органов в области государственной регистрации юридических лиц предоставлено Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступившим в силу 22.08.2014, то есть после вынесения оспариваемого решения.
Между тем законодательство не запрещает в случае несогласия кредитора ликвидируемого юридического лица с принятым решением налогового органа о ликвидации данного лица обжаловать ненормативный акт, связанный с государственной регистрацией, в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит основания для пересмотра судебных актов.
Выводы судебных инстанций основаны на законе и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А55-14905/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания статьи 9 Закона о налоговых органах РФ во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 3 и раздела VII НК РФ следует, что полномочие вышестоящего налогового органа по отмене незаконных решений нижестоящих налоговых органов распространяется на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
По настоящему делу рассматриваются правоотношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридического лица, которые регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который на момент рассматривания спора не предусматривал право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в вышестоящий территориальный регистрирующий орган.
Право рассмотрения заявлений и вынесения решений об отмене решений нижестоящих налоговых органов в области государственной регистрации юридических лиц предоставлено Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступившим в силу 22.08.2014, то есть после вынесения оспариваемого решения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2015 г. N Ф06-23564/15 по делу N А55-14905/2014