г. Казань |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А65-22572/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Вишневской И.А., доверенность от 09.09.2014 N 7-68/14юр,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 (судья Нифиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-22572/2014
по заявлению Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8" Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, г. Альметьевск, Республика Татарстан, к Исполнительному комитету города Альметьевска, г. Альметьевск, Республика Татарстан, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо - Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, Республика Татарстан, о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - ФКУ "ИК N8", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Администрации Альметьевского района Республики Татарстан и г. Альметьевска (далее - Администрация г. Альметьевска, первый ответчик), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, второй ответчик), Территориальному управлению Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в РТ, третий ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации г.Альметьевска, выразившегося в отказе принять в муниципальную собственность общежития малосемейного типа, расположенные по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52а, и по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52б (далее - спорные общежития), и о возложении на первого ответчика обязанности принять в муниципальную собственность спорные общежития; о признании незаконным бездействия Росимущества, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность спорных общежитий и о возложении на второго ответчика обязанности принять решение о передаче в муниципальную собственность общежития малосемейного типа, расположенного по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52а и общежития, расположенного по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52б.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в РТ просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ТУ Росимущества в РТ в полном объёме.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Привлеченная в качестве третьего лица Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан представила в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на балансе ФКУ "ИК-8" имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в оперативном управления Учреждения: общежитие малосемейного типа, находящееся по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52а; общежитие, находящееся по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52б.
На протяжении нескольких лет, с 2009 года ФКУ "ИК N 8" обращалось в Администрацию г. Альметьевска и в Росимущество с письмами о проведении приема-передачи данных объектов жилищного хозяйства в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374).
Так, 07.04.2009 письмом N 10/41/6-1355 Федеральная служба исполнения наказаний, г. Москва (далее - ФСИН России), согласовала передачу объектов малосемейного общежития и общежития, находящихся в оперативном управлении заявителя, относящихся к федеральной собственности, в собственность муниципального образования города Альметьевска.
На обращение заявителя от 23.08.2010 N 17/56/6-7006 в ТУ Росимущества по РТ о передаче общежитий из федеральной собственности в муниципальную собственность, третий ответчик возвратил заявителю представленный пакет документов для направления его уполномоченным органом местного самоуправления в Росимущество, в порядке пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
На обращение Муниципального образования город Альметьевск по вопросу передачи данных общежитий Росимущество письмом от 28.04.2011 N 16-949 ответило, что Муниципальному образованию город Альметьевск необходимо совместно с заявителем подготовить соответствующий пакет документов, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, и представить его в Росимущество.
Письмом от 06.09.2012 N 3004а Глава муниципального образования город Альметьевск направил в Росимущество пакет документов для принятия решения о передаче общежития малосемейного типа, площадью 849 кв. м, расположенного по адресу Республика Татарстан, ул. Базовая, д. 52а (ранее г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 28а), общежития общей площадью 676,6 кв.м., расположенного по адресу Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 52б (ранее г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 28а), из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Третий ответчик письмом от 29.12.2012 на запрос заявителя разъяснил, что в представленном пакете документов содержится противоречивая информация в отношении номеров домов общежитий, также отсутствует актуализированное согласование ФСИН России на данную передачу имущества.
В связи с этим, Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан распоряжением от 01.08.2013 N 599 изменены адреса данных общежитий (номера домов) на N 52 "а" и 52 "б".
ФСИН России вновь направило 15.10.2013 заявителю актуализированное согласование на передачу общежитий в муниципальную собственность.
Заявителем письмом от 07.03.2014 представлены в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ необходимые документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 с просьбой направить письмо в Росимущество на передачу общежитий из федеральной собственности в муниципальную.
Муниципальное образование город Альметьевск письмом от 08.05.2014 N 2086и направило в Росимущество пакет документов, оформленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, с просьбой принятия соответствующего решения о передач.
Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан также направила аналогичный пакет оформленных документов в адрес ТУ Росимущества в РТ с тем же требованием.
Второй и третий ответчики письмами от 16.06.2014 и 16.05.2014 соответственно, вновь возвратили пакеты собранных документов в органы местного самоуправления со ссылками на статью 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылками на непредставление надлежащих сведений о месторасположении данных общежитий, об организационно-правовой форме правообладателя.
Как установлено судом первой инстанции, заявителю стало известно об оспариваемом бездействии ответчиков 23.06.2014 из письма исх. N 5957/215 Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, к которому был приложен ответ Росимущества об отказе в передаче в муниципальную собственность зданий общежитий.
Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 19.09.2014, т.е. в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в приложении N 3 (жилищный фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также, если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных и статьей 50 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно статье 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При разрешении спора суд первой инстанции сделал вывод о том, что здания общежитий не являются ни одной из указанных в части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Исполнительный комитет города Альметьевска является органом, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, наделен полномочиями по принятию имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав пункт 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, где перечислены необходимые для решения вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность документы, а также содержащиеся в материалах дела документы на спорные общежития - выписки из ЕГРП, договор от 21.04.2010 N 64-023 о передаче ФСИН России ФКУ "ИК N 8" в оперативное управление спорных общежитий, свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления за заявителем, кадастровые выписки, технические паспорта, согласование ФСИН России 15.10.2013 заявителю на передачу этих общежитий в муниципальную собственность - пришёл к выводу о том, что все необходимые документы, перечисленные в перечне постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, у заявителя имеются и были представлены ответчикам; указанные документы соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 и содержат все необходимые сведения, в том числе и о месторасположении предлагаемых к передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность спорных общежитий, назначении зданий этих общежитий, об организационно-правовой форме правообладателя этих зданий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что у ответчиков была обязанность по принятию решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность по поступившим от заявителя документам, и оспариваемые бездействия не соответствуют нормам законодательства Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, несущего бремя содержания объектов жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в РТ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что надлежащего пакета документов, сформированного с учетом постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, представлено не было, указывая, что ТУ Росимущества в РТ без поручения центрального аппарата Росимущества не уполномочено на передачу в муниципальную собственность спорных общежитий, и заявитель злоупотребляет своим правом на судебную защиту, действуя "в обход" предусмотренной законодательством процедуры, считает выводы судов о бездействии Росимущества ошибочными.
Доводы кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, ранее были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Так, судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О указано, что заявителем избран надлежащий способ защиты нарушенного права, путем предъявления заявления в порядке главы 24 АПК РФ к ответчикам, в полномочия которых входят обязанности совершить согласованные действия по приему и передаче вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А65-22572/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд первой инстанции, исследовав пункт 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, где перечислены необходимые для решения вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность документы, а также содержащиеся в материалах дела документы на спорные общежития - выписки из ЕГРП, договор от 21.04.2010 N 64-023 о передаче ФСИН России ФКУ "ИК N 8" в оперативное управление спорных общежитий, свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления за заявителем, кадастровые выписки, технические паспорта, согласование ФСИН России 15.10.2013 заявителю на передачу этих общежитий в муниципальную собственность - пришёл к выводу о том, что все необходимые документы, перечисленные в перечне постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, у заявителя имеются и были представлены ответчикам; указанные документы соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 и содержат все необходимые сведения, в том числе и о месторасположении предлагаемых к передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность спорных общежитий, назначении зданий этих общежитий, об организационно-правовой форме правообладателя этих зданий.
...
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в РТ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что надлежащего пакета документов, сформированного с учетом постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, представлено не было, указывая, что ТУ Росимущества в РТ без поручения центрального аппарата Росимущества не уполномочено на передачу в муниципальную собственность спорных общежитий, и заявитель злоупотребляет своим правом на судебную защиту, действуя "в обход" предусмотренной законодательством процедуры, считает выводы судов о бездействии Росимущества ошибочными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2015 г. N Ф06-24310/15 по делу N А65-22572/2014