г. Казань |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А55-16310/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 (Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-16310/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Склад-инвест" (ОГРН 1056318159292, ИНН 6318151299), г. Самара, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), об установлении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Склад-инвест" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:705, площадью 1184 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, равной его рыночной стоимости в размере 1 660 642 рубля 88 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:0674, площадью 22 329 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 24 378 127 рубля 39 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:706, площадью 20 231 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 22 274 331 рублей 00 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:696, площадью 1972,00 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 2 648 119 рублей 92 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:704, площадью 1532 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, равной его рыночной стоимости в размере 2 102 057 рублей 20 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:692, площадью 1669,00 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 2 273 361 рубль 59 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 03:01:0926003:691, площадью 7 331,70 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 8 802 512 рублей 34 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:0063, площадью 5 102,30 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 6 311 034 рубля 87 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:0064, площадью 3623,60 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 4 619 908 рублей 82 копейки; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:697, площадью 10 204,47 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 11 910 861 рубль 47 копеек; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:31, площадью 3300,80 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара. Советский район. Заводское шоссе, 14, равной его рыночной стоимости в размере 4 241 957 рублей 10 копеек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 по делу N А55-16310/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит отменить состоявшиеся судебные акты и в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью. Также приводит довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений".
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Склад-инвест" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0926003:705, 63:01:0926003:0674, 63:01:0926003:706, 63:01:0926003:696, 63:01:0926003:704, 63:01:0926003:692, 03:01:0926003:691, 63:01:0926003:0063, 63:01:0926003:0064, 63:01:0926003:697, 63:01:0926003:31.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно указанному постановлению Правительства Самарской области по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:705 составляет 2 990 144 руб. 64 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:0674 - 57 706 844 руб. 31 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:706 - 51 092 581 руб. 26 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:696 - 4 980 207 руб. 12 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:704 - 3 869 004 руб. 72 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:692 - 4 214 992 руб. 74 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:691 - 18 515 915 руб. 08 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:0063 - 13 034 284 руб. 56 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:0064 - 9 119 260 руб. 47 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:697 - 25 770 980 руб. 81 коп.; с кадастровым номером 63:01:0926003:31 - 8 574 389 руб. 14 коп.
Истец по своей инициативе провел рыночную оценку указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013. Согласно выполненным обществом с ограниченной ответственностью "НПО "Азимут" отчетам рыночная стоимость спорных земельных участков составила: земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:705 - 1 660 642 рубля 88 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0674 - 24 378 127 рубля 39 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:706 - 22 274 331 рублей 00 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:696 - 2 648 119 рублей 92 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:704 - 2 102 057 рублей 20 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:692 - 2 273 361 рубль 59 копеек; земельного участка с кадастровым номером 03:01:0926003:691 - 8 802 512 рублей 34 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0063 - 6 311 034 рубля 87 копеек; земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0064 - 4 619 908 рублей 82 копейки; земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:697 - 11 910 861 рубль 47 копеек; земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0926003:31 - 4 241 957 рублей 10 копеек.
Общество с ограниченной ответственностью "Склад-инвест", полагая, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчёта оценки (данная правовая позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно представленным истцом экспертным заключениям некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" отчеты об оценке спорных земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Надлежаще исследовав все доказательства и установив все обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность судебного акта первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" несостоятелен ввиду следующего.
Привлечение указанных лиц в качестве соответчиков было бы неправомерным, поскольку по данному делу нормативный акт - постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 - не являлся предметом оспаривания, а для категории споров об установлении кадастровой стоимости земельных участков надлежащими ответчиками признаются федеральные органы, осуществляющие организацию по государственной кадастровой оценке земель, и подведомственные ему бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).
Соответствующих же ходатайств о привлечении Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований не заявлялось.
Поскольку обжалуемыми судебными актами решение о правах и обязанностях указанных лиц не принималось, непривлечение судом третьих лиц без самостоятельных требований не может служить безусловным основанием для отмены судебного акта.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А55-16310/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2015 г. N Ф06-24677/15 по делу N А55-16310/2014