г. Казань |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А49-5207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области - Ломоносовой Л.В. (доверенность от 19.01.2015 N 02-04/00280),
в отсутствие:
Муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" в лице ликвидационной комиссии, г. Кузнецк Пензенской области - извещено надлежащим образом,
Муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в лице администрации города Кузнецка Пензенской области, г. Кузнецк Пензенской области - извещено надлежащим образом,
Управления финансов города Кузнецка Пензенской области - извещено надлежащим образом,
Муниципального учреждения Комитет по управлению имуществом города Кузнецка - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в лице администрации города Кузнецка Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2015 (судья Голованова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А49-5207/2013
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области, г. Кузнецк Пензенской области к муниципальному казенному унитарному предприятию города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" в лице ликвидационной комиссии, г. Кузнецк Пензенской области, к муниципальному образованию город Кузнецк Пензенской области в лице администрации города Кузнецка Пензенской области, г. Кузнецк Пензенской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления финансов города Кузнецка Пензенской области, Муниципального учреждения Комитет по управлению имуществом города Кузнецка, о взыскании в порядке субсидиарной ответственности налога на добавленную стоимость за 2009 - 2010 годы, за 1 и 2 кварталы 2011 года в сумме 8644015,05 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 2096967,09 руб.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному казенному унитарному предприятию города Кузнецк "Городское коммунальное хозяйство" (далее - МКУП "Городское коммунальное хозяйство", предприятие) в лице ликвидационной комиссии и муниципальному образованию город Кузнецк Пензенской области в лице администрации города Кузнецка Пензенской области (далее - администрация города Кузнецка, ответчик) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности налога на добавленную стоимость за 2009 год, за 2010 год, за 1 и 2 кварталы 2011 года в сумме 8644015,05 руб. и пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 2096967,09 руб., всего - 10740982,14 руб.
В суде первой инстанции заявитель уточнил требования, отказавшись от заявленных требований к предприятию.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2015 года заявленные требования удовлетворены, с муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в лице администрации города Кузнецка Пензенской области за счет средств казны муниципального образования город Кузнецк Пензенской области в доход бюджета взыскана задолженность по налогу на добавленную стоимость за 2009 год, за 2010 год, за 1 и 2 кварталы 2011 года в сумме 8644015,05 руб. и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2096967,09 руб., всего - 10740982,14 руб. Производство по делу в части требований к предприятию прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2015 оставлено без изменения.
Администрация города Кузнецка, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, предприятие в период спорных отношений в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Статьей 163 НК РФ предусмотрено, что налоговый период по указанному налогу устанавливается как квартал.
Положениями статьи 174 НК РФ определены порядок и сроки уплаты налога в бюджет.
Предприятием в налоговый орган были представлены налоговые декларации по НДС за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-4 кварталы 2009 года, за 1-4 кварталы 2010 год, за 1 и 2 кварталы 2011 года.
Налог на добавленную стоимость за вышеуказанный период уплачивался предприятием с нарушением установленного законом срока.
За несвоевременную уплату налога предприятию в соответствии со статьей 75 НК РФ согласно расчету начислены пени в размере 2171976,51 руб. за период с 21 апреля 2007 года по 20 августа 2012 года.
В порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ, налоговым органом предприятию направлены требования об уплате налогов, пеней, штрафа в добровольном порядке, вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств предприятия на счетах в банках и направлены инкассовые поручения в банки, обслуживающие предприятие; вынесены постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
На основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика Кузнецким межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей и межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пензенской области были возбуждены исполнительные производства.
Администрацией города Кузнецка Пензенской области вынесено постановление от 29.05.2012 N 646 о ликвидации муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство", в которое постановлением от 27.02.2013 N 240 внесены изменения, касающиеся состава ликвидационной комиссии, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 1 07.06.2012 внесена запись (свидетельство серии 58 N 001837066).
Информационное сообщение о ликвидации предприятия, порядке и сроках заявления требований кредиторов опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 29 (387) от июля 2012 (часть 1).
В связи с ликвидацией предприятия-должника Кузнецким межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей и межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пензенской области исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, были окончены и 20.08.2012 исполнительные документы переданы председателю ликвидационной комиссии по акту передачи.
В адрес ликвидационной комиссии предприятия налоговый орган направил письмо от 22.08.2012 N 11-09/10066, в котором уведомил о наличии у предприятия задолженности по состоянию на 20 августа 2012 года в сумме 18830031,96 руб., в т.ч. по налогам - 13088152,94 руб. и просил погасить имеющуюся задолженность в кратчайшие сроки. На вышеуказанное письмо налогового органа ответа от ликвидационной комиссии предприятия не поступило.
Ликвидационная комиссия предприятия, рассмотрев требования кредиторов, представила в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс от 06.11.2012.
В Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 1 10.12.2012 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 58 N 001833015.
Поскольку основным должником требования налогового органа об уплате налоговых платежей не удовлетворены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно положениям статей 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплачивать законно установленные налоги.
В силу пунктов 1, 2 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указал в пункте 12 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пункт 2 статьи 49 НК РФ предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно пункту 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого казенного предприятия, учитывая положения пунктов 1, 2, 6 статьи 63, пункта 5 статьи 64 ГК РФ, обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
Судами установлено, что согласно устава МКУП "Городское коммунальное хозяйство", его учредителем является муниципальное образование город Кузнецк Пензенской области (пункт 1.2), все имущество предприятия находится в муниципальной собственности города Кузнецка, закреплено за предприятием на праве оперативного управления (пункт 3.1); город Кузнецк Пензенской области, его органы местного самоуправления не отвечают по обязательствам предприятия, кроме субсидиарной ответственности при недостаточности имущества предприятия (пункт 1.6).
В соответствии со статьями 27, 28, 33 устава города Кузнецка Пензенской области (принят решением собрания представителей города Кузнецка от 26.11.2009 N 114-13/5 с последующими изменениями) администрация города Кузнецка является исполнительно- распорядительным органом города Кузнецка и осуществляет права собственника от имени муниципального образования город Кузнецк. В частности, администрация города Кузнецка управляет и распоряжается собственностью города Кузнецка в порядке, установленном действующим законодательством и решениями собрания представителей; закрепляет имущество на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, управляет муниципальным долгом города Кузнецка.
Учитывая, что постановлением администрации города Кузнецка от 29.05.2012 N 646 принято решение о ликвидации муниципального казенного унитарного предприятия города Кузнецка "Городское коммунальное хозяйство", налоговый орган письменно обратился к ликвидационной комиссии с требованиями о погашении задолженности по состоянию на 20.08.2012 в сумме 18830031,96 руб. К названному письму была приложена справка N 18388 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 20.08.2012. Согласно названной справке недоимка по налогу на добавленную стоимость составила 11104809,52 руб., в том числе: налог - 8924816,01 руб., пени - 2171976,51 руб., по штрафным санкциям - 8017 руб. На вышеуказанное письмо налогового органа ответа от ликвидационной комиссии предприятия не поступило.
В силу положений пункта 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно промежуточному ликвидационному балансу предприятия и пояснительной записке к нему, размер дебиторской задолженности предприятия составляет 7314000 руб., размер кредиторской задолженности - 22069000 руб., непокрытый убыток составляет 561000 руб.
По состоянию на 01.11.2012 на балансе предприятия числится следующее имущество: нежилое здание магазина, общей площадью 66,8 кв.м, расположенное по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с.Часы, ул.Часовская,59; 3 кассовых аппарата, детектор валют, электросчетчик, урна. Денежные средства на расчетных счетах и в кассе предприятия отсутствуют. На момент рассмотрения дела в суде право оперативного управления предприятия на недвижимое имущество - нежилое здание магазина не зарегистрировано, следовательно, правовых оснований для его продажи в настоящее время не имеется.
С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса (06.11.2012) прошло более двух лет, но ликвидационная комиссия казенного предприятия не уплатила задолженность по налоговым платежам в бюджет. Следовательно, основной должник (ликвидационная комиссия) не может удовлетворить требования налогового органа.
В связи с чем, имеются основания для привлечения к субсидиарной ответственности собственника предприятия по долгам последнего.
Как правомерно установили суды предыдущих инстанций наличие неисполненного соглашения о предоставлении субсидии на погашение кредиторской задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней, заключенного между администрацией города Кузнецка и МКУП "Горкомхоз" 10.02.2011, не может являться основанием для освобождения от субсидиарной ответственности.
Поскольку налоговым органом соблюдены все условия, предусмотренные вышеуказанными нормами для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности, то заявленные налоговым органом требования правомерно удовлетворены судами.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по делу N А49-5207/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого казенного предприятия, учитывая положения пунктов 1, 2, 6 статьи 63, пункта 5 статьи 64 ГК РФ, обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
...
В силу положений пункта 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2015 г. N Ф06-24295/15 по делу N А49-5207/2013
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2015 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-5207/13
23.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24295/15
27.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2500/15
27.01.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-5207/13