г. Казань |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А55-27735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
при участии:
истца - Костюченкова Александра Александровича - Морозовой С.В., доверенность от 06.08.2012, Александровского Льва Михайловича - Морозовой С.В., доверенность от 15.02.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 (председательствующий Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-27735/2013
по заявлению Костюченкова Александра Александровича, г. Тольятти Самарской области, Александровского Льва Михайловича, г. Тольятти Самарской области, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия муниципального района Ставропольский "Ставропольская архитектура" г. Тольятти Самарской области (ИНН 6382052697, ОГРН 1076382000111) Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Костюченков Александр Александрович и Александровский Лев Михайлович обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов, площадью 12 371 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, в юго-восточной части кадастрового квартала 63:09:0303065, с кадастровым номером 63:09:0303065:617, в размере его рыночной стоимости 4 929 596 руб. и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - Кадастровая палата) внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303065:617, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, в юго-восточной части кадастрового квартала 63:09:0303065.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие муниципального района Ставропольский "Ставропольская архитектура", Мэрия городского округа Тольятти, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Кадастровая палата обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.06.2015 до 23.06.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судами, в государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0303065:617 площадью 12 371 кв. м, с видом разрешенного использования - объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, в юго-восточной части кадастрового квартала 63:09:0303065.
Костюченков А.А. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок на основании договоров купли-продажи от 15.11.2012 N 7, от 30.11.2012 N 8, от 30.11.2012 N 9, от 15.11.2012 N 10, от 30.11.2012 N 11, от 30.11.2012 N 12, от 15.11.2012 N 13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2013 63-AЛ N 205783 и записью от 17.07.2013 N 63-63-09/611/2013-105 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Александровский Л.М. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи от 10.07.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2013 63-AЛ N 205782 и записью от 17.07.2013 N 63-63-09/611/2013-105 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По сведениям кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 13.05.2013 N 63-00-102/13-211764 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 81 157 100 руб. 17 коп.
Согласно отчету об оценке от 18.06.2013 N 0008-13, составленному МУП "Ставропольская архитектура", рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 5 000 000 руб.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 29.06.2013 N 797/06/13 подтверждается, что указанный отчет об оценке соответствует требованиям закона.
В связи с изменением вида разрешенного использования кадастровая стоимость спорного земельного участка была снижена с 81 157 100 руб. 17 коп. до 21 673 744 руб. 58 коп. и заново установлена по состоянию 25.11.2013 на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка б/н от 25.11.2013.
Согласно экспертному заключению от 13.10.2014 N 012-14-М, составленному АНО "Межрегиональный экспертный совет" по результатам экспертизы, назначенной судом первой инстанции, рыночная стоимость земельного участка площадью 12 371 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, в юго-восточной части кадастрового квартала 63:09:0303065, с кадастровым номером 63:09:0303065:617 по состоянию на 25.11.2013 составляет 4 929 596 руб.
23.08.2013 Костюченков А.А. и Александровский Л.М. обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка.
Решением от 09.09.2013 N 13/15с-12 заявителям было отказано в удовлетворении указанного заявления, поскольку рыночная стоимость земельного участка была определена заявителями по состоянию на 01.01.2011, тогда как оценка должна была быть произведена по состоянию на 08.05.2013, то есть на дату, когда земельный участок с кадастровым номером 63:09:0303065:617 был поставлен на государственный кадастровый учет и установлена его кадастровая стоимость.
Костюченков А.А. и Александровский Л.М., полагая, что данный отказ нарушает их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно учли положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), а также Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу положений статьи 24.21. "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" Закона об оценочной деятельности действующей в спорный период, при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области проведены и утверждены по состоянию на 01.01.2011 постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и следующие по состоянию на 01.01.2013 - постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0303065:617 был образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0303065:517, 63:09:0303065:518, 63:09:0303065:519, 63:09:0303065:523, 63:09:0303065:526, 63:09:0303065:527, 63:09:0303065:528 и поставлен на государственный кадастровый учет 08.05.2013, исходя из вида разрешенного использования "для эксплуатации автомагазина с предпродажной подготовкой и магазина запчастей", на указанную дату установлена его кадастровая стоимость в размере 81 157 100 руб. 17 коп.
Вместе с тем 25.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, согласно которым указанный вид разрешенного использования земельного участка был изменен на "объекты коммунально-складского назначения IV-V классов опасности".
В соответствии с пунктами 2.3.2, 2.4 Методических рекомендаций кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 25.11.2013 в размере 21 673 744,58 руб., и на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области об определении кадастровой стоимости от 25.11.2013 сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку рыночная стоимость объекта должна быть определена и доказана истцами на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а представленный истцами отчет об оценке от 18.06.2013 N 0008-13, составленный МУП "Ставропольская архитектура" и экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 29.06.2013 N 797/06/13 определяли рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 (дату предыдущей массовой оценки), суд первой инстанции, руководствуясь статьей 82 АПК РФ, по ходатайству истцов определением от 23.09.2014 назначил судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303065:617 по состоянию на 25.11.2013.
Согласно заключению эксперта от 13.10.2014 N 012-14-М, рыночная стоимость земельного участка площадью 12 371 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, в юго-восточной части кадастрового квартала 63:09:0303065, с кадастровым номером 63:09:0303065:617 по состоянию на 25.11.2013 составляет 4 929 596 руб.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив заключение эксперта, признав, что оно соответствует требованиям законодательства, не содержит каких-либо противоречий и не вызывает сомнений в его достоверности, приняв во внимание выводы эксперта по существу поставленного вопроса, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о несоответствии установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303065:617 его рыночной стоимости и по результатам проведенной судебной экспертизы определили рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 25.11.2013 в размере 4 929 596 руб.
При этом доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении, в материалы дела не представлено.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N 46-АПГ15-4.
Доводы Кадастровой палаты не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права и не свидетельствуют о принятии незаконных судебных актов, направлены на иную оценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по обстоятельствам спора. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А55-27735/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 24.21. "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" Закона об оценочной деятельности действующей в спорный период, при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 июня 2015 г. N Ф06-24718/15 по делу N А55-27735/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24718/15
19.02.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1291/15
23.12.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19524/14
10.11.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27735/13