г. Казань |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А55-19884/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2014 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-19884/2014
по иску закрытого акционерного общества "Вис-Сервис" (ОГРН 1096382001319, ИНН 6382057230), г. Самара к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Самара, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: мэрии городского округа Тольятти, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ВИС-Сервис" (далее - ЗАО "ВИС-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении земельных участков: с кадастровым номером 63:09:0204068:577 площадью 3028 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Громовой, 88, в размере 3 966 196 руб.; с кадастровым номером 63:09:0306036:13 площадью 2956 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Ларина, 128б, в размере 6 014 130 руб.; с кадастровым номером 63:09:0102153:58 площадью 2255 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Борковская, 84, в размере 3 130 910 руб.; с кадастровым номером 63:09:0102153:701 площадью 1606 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Заставная, 37, в размере 2 328 363 руб.; с кадастровым номером 63:32:2701003:13 площадью 6691 кв. м, находящегося по адресу: село Русская Борковка, ул. Северная, 1-Б, в размере 4 562 927 руб.; с кадастровым номером 63:32:2501002:416 площадью 8056 кв. м, находящегося по адресу: пос. Приморский, пер. Строителей, уч. 2а в размере 4 281 764 руб.; с кадастровым номером 63:02:0207001:6 площадью 1616,8 кв. м, находящегося по адресу: г. Жигулевск, пр. Молодежный, 61 в размере 2 011 429 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2014, принятым по делу N А55-9214/2014, исковое требование об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102153:701, площадью 1606 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Заставная, 37, выделено в отдельное производство, выделенному делу присвоен номер А55-19884/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительство Самарской области, мэрия городского округа Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2014 по делу N А55-19884/2014 требования истца удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102153:701, площадью 1606 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Заставная, 37, установлена равной рыночной стоимости земельного участка в размере 2 328 363 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит отменить состоявшиеся судебные акты и в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью; заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках оспаривания ненормативного акта органа власти; надлежащими ответчиками по делу являются Правительство Самарской области и мэрия городского округа Тольятти.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Вис-Сервис" является собственником сооружения - автозаправочной станции стационарного типа, находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Заставная, 37. Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102153:701 площадью 1606 кв. м на основании договора аренды земельного участка от 10.11.2011 N 2484/671, заключенного мэрией городского округа Тольятти с ЗАО "ВИС-Сервис", арендован последним для использования под эксплуатацию автозаправочной станции. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно указанному постановлению Правительства Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102153:701 по состоянию на 01.01.2013 установлена в размере 14 363 967 руб. 64 коп.
Истец по своей инициативе провел рыночную оценку указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013. Согласно выполненному обществом с ограниченной ответственностью ПКФ "Киселевых" отчету от 30.06.2014 N 6108/24 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102153:701 составила 2 328 363 руб.
ЗАО "Вис-Сервис", полагая, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчёта оценки (данная правовая позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно представленному истцом экспертному заключению от 30.07.2014 N 2573/2014-17 общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" отчет от 30.06.2014 N 6108/24 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102153:701, площадью 1606 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Заставная, 37, соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Надлежаще исследовав все доказательства и установив все обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность судебного акта первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках оспаривания ненормативного акта органа власти и надлежащими ответчиками по делу являются Правительство Самарской области и мэрия городского округа Тольятти отклоняются судом в силу следующего.
Дела по спорам о результатах определения кадастровой стоимости исключены из сферы арбитражных судов с 06.08.2014 - дата вступления Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами".
В связи с тем, поскольку дело по настоящему спору возбуждено по заявлению, поданному в арбитражный суд до указанной даты, такое дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном АПК РФ, и существующими правоприменительными подходами, устанавливающими исковое производство по названной категории спора.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Привлечение же Правительства и мэрии в качестве ответчиков было бы неправомерным, поскольку по данному делу нормативный акт - постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 - не являлся предметом оспаривания.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А55-19884/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. N Ф06-24115/15 по делу N А55-19884/2014