г. Казань |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А55-16790/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первоинвест-Управление активами" доверительный управляющий закрытого паевого инвестиционного фонда рентного "Первый рентный" - Телковой К.П., доверенность от 10.07.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-16790/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первоинвест-Управление активами" доверительный управляющий закрытого паевого инвестиционного фонда рентного "Первый рентный" (ИНН 6316130695, ОГРН 1086316002200) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости, третьи лица: Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, муниципальное образование городской округ Жигулевск в лице администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первоинвест-Управление активами" доверительный управляющий закрытого паевого инвестиционного фонда рентного "Первый рентный" (далее - ООО "Управляющая компания "Первоинвест-Управление активами", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, равной его рыночной стоимости в размере 118 160 484 руб., обязании внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 118 160 484 руб. В последующем истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил признать кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, равной его рыночной стоимости в размере 118 160 484 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для жилой и общественно-деловой застройки, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Морквашинская равной его рыночной стоимости в размере 118 160 484 руб.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 28.01.2015 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом апелляционной инстанции привлечены: Правительство Самарской области (далее - правительство), Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), муниципальное образование городской округ Жигулевск в лице администрации городского округа Жигулевск Самарской области (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2014 отменено, принят новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, равной его рыночной стоимости в размере 118 160 484 руб.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:02:0000000:0026 внесены на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", которое никем не оспорено и не признано незаконным в установленном законом порядке, действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, орган кадастрового учета не согласен с отчетом об оценке и экспертным заключением, он не является надлежащим ответчиком.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области по состоянию на 01.01.2013. Согласно названному постановлению кадастровая стоимость спорного земельного участка 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул.Морквашинская, по состоянию на 01.01.2013 составляет 572 861 537 руб. 56 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Полагая, что результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка значительно завышены, чем нарушаются его права как налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым требованием, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке от 11.07.2014 N 849-1/14, составленный ООО "Логика", а также экспертное заключение от 10.07.2014 N 2464/2014 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Как установлено судами и следует из материалов дела, владельцам инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда рентного "Первый рентный" под управлением ООО "Управляющая компания "Первоинвест - Управление активами" на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровый номер 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, который поставлен на кадастровый учет 26.09.2006.
Таким образом, будучи правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:02:0000000:0026 площадью 227 981 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, ООО "Управляющая компания "Первоинвест-Управление активами" является плательщиком налога на землю, в отношении данного земельного участка имеется отчет об определении его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 (т.е. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость).
Как предусмотрено в пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 настоящей статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определено, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Кадастр кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истцом заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.19, 24.20 Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом представлен отчет об оценке от 11.07.2014 N 849-1/14, составленный ООО "Логика", согласно которому по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:02:0000000:0026 площадью 22 7981 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, составляет 118 160 484 руб., а также экспертное заключение от 10.07.2014 N 2464/2014 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", которым отчет N 849-1/14 об определении рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 63:02:0000000:0026 площадью 227981 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Морквашинская, признан соответствующим требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Общим правилом, провозглашенным в статье 12 Закона об оценочной деятельности, установлен принцип достоверности указанной в отчете итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
В соответствии с частью 3.1. статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательств, опровергающих сведения о рыночной стоимости земельного участка, содержащихся в отчете от 11.07.2014 N 849-1/14, не заявлял доводов о недостоверности названного отчета или ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, поэтому в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ сведения о рыночной стоимости земельного участка, содержащиеся в представленном истцом отчете, следует считать признанными, принцип состязательности сторон (статья 9 АПК РФ) судом обеспеченным.
Приняв во внимание представленные экспертом сведения о рыночной стоимости земельного участка, согласно которым кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных истцом требований.
Доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области о неправомерном привлечении его в качестве ответчика, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Анализ указанных положений закона свидетельствует об обоснованном привлечении кадастровой палаты в качестве ответчика.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Правительство Самарской области как орган, утвердивший постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", и Администрация городского округа Самара, как орган местного самоуправления, устанавливающий земельный налог, подлежат отклонению.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 47 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что соответствующее ходатайство истца о привлечении Правительства Самарской области и Администрации городского округа Самара в качестве ответчиков либо о вступлении их в судебный процесс не заявлено.
Поскольку предметом оспаривания по данному делу постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 не является, привлечение Правительства Самарской области и Администрации городского округа Самара в качестве ответчиков не является обязательным.
Доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области о несогласии с отчетом об оценке и экспертным заключением в связи с необоснованным занижением рыночной стоимости спорного земельного участка судебная коллегия признает несостоятельными, как не основанными на имеющихся в деле доказательствах.
Иные доводы жалобы не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права и не свидетельствуют о принятии незаконного судебного акта, направлены на иную оценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда по обстоятельствам спора. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А55-16790/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
...
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2015 г. N Ф06-25105/15 по делу N А55-16790/2014