г. Казань |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А72-17330/2014 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 4 декабря 2015 г. N 306-АД15-13295 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
истца - Волковой Е.А., по доверенности от 17.09.2014 N 54, Тихоновой С.Е., по доверенности от 17.09.2014 N 53,
ответчика - Царевой А.А., по доверенности от 21.04.2015 (б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи: Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А72-17330/2014
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г. Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Рыбный двор", г. Ульяновск, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Рыбный двор" (далее - ООО "Рыбный двор", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.02.2015 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 решение суда первой инстанции от 24.02.2015 отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении требования Управления Роспотребнадзора о привлечении ООО "Рыбный двор" к административной ответственности, отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Управление Роспотребнадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 22.09.2014 в Управление Роспотребнадзора поступило обращение Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском, Янаульском районах, из которого следовало, что при проведении плановой выездной проверки ИП Азрумелашвили З.Ю. установлен факт оборота "филе горбуши мороженое глазированное категории "А", предприятие-изготовитель ООО "Рыбный двор" (Россия г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 13Б), дата выработки 17.06.2014, сроком годности 5 мес., не соответствующего п.3.42 СанПиН 2.3.2.1078-01 дополнение N 17 по содержанию массовой доли глазури в нарушение статьи 9, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Управлением Роспотребнадзора в отношении общества вынесено определение от 27.10.2014 N 19008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора, в присутствии понятых и представителя общества, действовавшего по доверенности, 07.11.2014 составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений; протокол отбора проб и образцов; определение о назначении экспертизы.
В отношении общества составлен протокол от 13.11.2014 N 1919 о совершении им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлен в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обществу вменяются нарушения статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки"), а именно: 07.11.2014 на складе готовой продукции общества (г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 13 Б) в обороте находилась рыбная продукция, изготовленная и упакованная предприятием-изготовителем ООО "Рыбный двор" в транспортную упаковку (гофрокороб по 10,0 кг) - филе рыбное мороженое горбуши глазированное сорт высший предприятие-изготовитель ООО "Рыбный двор" (г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 13 Б), от партии 190,0 кг, дата изготовления 06.11.2014, ГОСТ 3948-90, упаковка гофрокороб - 10,0 кг, срок годности 5 месяцев при температуре - 18 гр. С.
Сведения на маркировке о составе пищевого продукта (филе рыбное мороженое горбуши, глазированное сорт высший) отсутствуют; кроме того, информация на маркировке транспортной упаковки указанной рыбной продукции свидетельствует о наличии воды (защитной глазури) в составе данной рыбной продукции - информация на этикетке с гофрокороба: "масса нетто 10,000. масса нетто без глазури 9.500. Произведено из мороженого сырья".
В силу требований статьи 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/201 1 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения о составе пищевой продукции.
Между тем, на складе готовой продукции общества в обороте находилась указанная выше рыбная продукция, не имеющая полной информации на маркировке согласно требованиям вышеназванной статьи 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011.
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 29-ФЗ требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными Правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент; технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Согласно статье 46 Федерального закона N 184-ФЗ "требования государственного стандарта являются обязательными. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Однако изложенные выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено материалами дела, на упаковку продукции (гофорокороб) нанесена этикетка с её наименованием - филе горбуши мороженое глазированное категория А. Указанная продукция является однокомпонентной, т.е. в самом её наименовании имеется исчерпывающая информация по составу: рыбное филе (горбуша) покрытое защитной глазурью (замороженная вода).
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 022/201 1 "Пищевая продукция в части ее маркировки" предусматривает исключения из правила об обязательном указании на маркировке состава продукта.
В соответствии с пунктом 7 части 4.4. статьи 4 Регламента, состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении: свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом; уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья (без добавления других компонентов); пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента.
Вместе с тем, Технический регламент Таможенного союза TP ТС 022/201 1 "Пищевая продукция в части ее маркировки" нельзя рассматривать в отрыве от другого Технического регламента Таможенного союза - TP ТС 021/201 1 "О безопасности пищевой продукции".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 ТР ТС 021/2011 настоящий технический регламент устанавливает: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В силу положений пункта 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.06.2013 N 129) ТР ТС 021/2011 вступает в силу с 01.07.2013, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
До дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.
Следовательно, приведенный регламент к рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам хранения и реализации применению не подлежит; в отношении такой продукции и процессов ее хранения, перевозки, реализации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.
Принимая во внимание изложенное, выводы апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А72-17330/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 46 Федерального закона N 184-ФЗ "требования государственного стандарта являются обязательными. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
В силу положений пункта 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.06.2013 N 129) ТР ТС 021/2011 вступает в силу с 01.07.2013, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2015 г. N Ф06-25646/15 по делу N А72-17330/2014