г. Казань |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А57-24361/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2015 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-24361/2014
по заявлению кооператива по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63, г. Саратов (ИНН 6453056612, ОГРН 1036405306860) о признании недействительным постановления от 24.09.2014 N 3020,
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 64500101, ОГРН 1036405000280), Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
кооператив по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63 (далее - КСЭПХ "Эрудит", кооператив, заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.09.2014 N 3020 "Об отказе КСЭПХ "Эрудит" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием - хозблоком".
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что кооперативом при обращении в орган местного самоуправления с заявлением от 21.08.2014 N 25695 были соблюдены требования земельного законодательства и представлены все документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, предусмотренные пунктом 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" (далее - Административный регламент) утвержденный постановлением администрация МО "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241.
В кассационной жалобе администрации МО "Город Саратов", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что земельным законодательством предусмотрена возможность предоставления права на земельные участки под объекты, расположенные на земельном участке, а не под ним, кроме того, Хозяйственные блоки относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, с изменением которого заявитель не обращался.
В отзыве на кассационную жалобу КСЭПХ "Эрудит" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления администрации г. Саратова от 06.02.1995 N 50-29 КСЭПХ "Эрудит" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 0,1148 га для подземных хозблоков, что подтверждается государственным актом N САР-48-04-002926.
Согласно кадастровой выпиской о земельном участке от 03.05.2012 N 64/201/2012-53887 указанный земельный участок с присвоением кадастрового номера 64:48:040404:15 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.06.2003, местоположение: Саратовская область, г. Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова С.Ф.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3195/2008 за КСЭПХ "Эрудит" признано право собственности на нежилое здание "Хозблок", основное строение, литера А1, 1993 года постройки, общей площадью 897,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, Ленинский район, п. Солнечный, ул. К.Г.Уфимцева, д. 4а.
Судебная инстанция по названному делу установила, что за КСЭПХ "Эрудит" зарегистрировано право собственности на указанное нежилое здание "Хозблок", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2008 серии 64 АБ N 974444.
Впоследствии КСЭПХ "Эрудит" обратилось в администрацию МО "Город Саратов" с заявлением от 21.08.2014 N 25695 о предоставлении в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040404:15, площадью 1148 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова С.Ф., под которым расположен находящейся в собственности заявителя здание "Хозблок".
Администрацией МО "Город Саратов" было вынесено постановление от 24.09.2014 N 3020 "Об отказе КСЭПХ "Эрудит" в предоставлении в аренду указанного земельного участка по причине того, что права на земельные участки приобретаются гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках. Для эксплуатации подземных хозяйственных блоков выделение земельного участка как части земной поверхности не требуется, также указала, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки, в которой такой вид разрешенного использования как "размещение хозяйственных блоков (подземные, надземные)" является условно разрешённым, а заявитель с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка не обращался.
КСЭПХ "Эрудит", полагая, вышеуказанный отказ администрации МО "Город Саратов" является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии статьями 9, 10 и 11 ЗК Ф.
Законом Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" признана утратившей силу статья 4 Закона "О земле" соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - администрация МО "Город Саратов".
Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 администрация МО "Город Саратов" является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Таким образом, распоряжение спорным земельным участком осуществляет администрация МО "Город Саратов".
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В целях приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующей в редакции на момент спорных правоотношений в период спорных отношений) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.03.2005 N 14711/2005 в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 ЗК РФ (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости). В связи с чем при отсутствии объекта недвижимости, принадлежащего землепользователю на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также разъяснено, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Из анализа имеющихся в деле доказательств следует, что КСЭПХ "Эрудит" обладал правом бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с 1995 года, впоследствии землепользователь обеспечил проведение межевых работ и поставку участка на кадастровый учет.
Кроме того, КСЭПХ "Эрудит" является собственником объекта недвижимости - здание "Хозблок", расположенного на спорном земельном участке.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3195/2008 дана правовая квалификация спорному зданию "Хозблок" как объекту недвижимости, а также установлен факт его нахождения на земельном участке, предоставленному КСЭПХ "Эрудит" на праве бессрочного (постоянного) пользования, данные обстоятельства не подлежат повторной оценке при рассмотрении настоящего спора между теми же участниками процесса.
В нарушение требований норм земельного законодательства орган муниципального образования отказал в переоформлении юридическому лицу права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Судами двух инстанций сделаны правильные выводы о незаконности мотивов отказа, указанных в постановлении администрация МО "Город Саратов" от 24.09.2014 N 3020.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества(признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Здание "Хозблок" зарегистрировано в качестве объекта недвижимости и сведения о нем содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Следует отметить, что администрация вправе оспорить зарегистрированное право на спорный объект (строение), предъявив требования о признании отсутствующими права КСЭПХ "Эрудит" на указанное здание по мотиву того, что строение не является недвижимостью (пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Однако эти обстоятельства не исключают обязанность КСЭПХ "Эрудит" осуществить переоформление права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок, используемый с 1995 года.
Ссылки заявителя о применении к спорным отношениям Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившего в силу с 01.03.2015 нельзя признать обоснованными.
В силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее - рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
На момент принятия постановления от 24.09.2014 N 3020 и оспариваемого судебного решения от 18.02.2015 положения Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не действовали, оснований для их применения при разрешении спора не имелось
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 20, 29, 36 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что орган местного управления не вправе был отказывать в предоставлении земельного участка в аренду при переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования, удовлетворили требования заявителя.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А57-24361/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки заявителя о применении к спорным отношениям Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившего в силу с 01.03.2015 нельзя признать обоснованными.
...
На момент принятия постановления от 24.09.2014 N 3020 и оспариваемого судебного решения от 18.02.2015 положения Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не действовали, оснований для их применения при разрешении спора не имелось
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 20, 29, 36 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что орган местного управления не вправе был отказывать в предоставлении земельного участка в аренду при переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования, удовлетворили требования заявителя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2015 г. N Ф06-25697/15 по делу N А57-24361/2014