г. Саратов |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А57-24361/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 64500101, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 февраля 2015 года по делу N А57-24361/2014 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению Кооператива по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63 (ИНН 6453056612, ОГРН 1036405306860, адрес местонахождения: 410035, г. Саратов, ул. Уфимцева, 4а)
о признании недействительным постановления от 24.09.2014 N 3020,
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 64500101, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511, адрес местонахождения: 410600, г. Саратов, пл. Театральная, 7),
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450056004, ОГРН 1126450007155, адрес местонахождения: 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Панченко Н.М., действующая на основании доверенности от 11.03.2015,
Администрации - не явился, извещена,
Комитета по управлению имуществом - не явился, извещен,
Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Кооператив по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63 (далее - заявитель, КСЭПХ "Эрудит", Кооператив) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.09.2014 N 3020 "Об отказе КСЭПХ "Эрудит" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием - хозблоком".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству).
Решением от 18 февраля 2015 года Арбитражный суд Саратовской области признал недействительным постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.09.2014 N 3020 об отказе Кооперативу по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63 в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием - хозблоком.
Суд также обязал Администрацию муниципального района "Город Саратов" принять решение о предоставлении Кооперативу по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63 в аренду земельного участка площадью 1 148 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:040404:15, расположенного по адресу: г. Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова в Ленинском районе, занимаемого подземным хозблоком.
Кроме того, суд взыскал с Администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу Кооперативу по строительству и эксплуатации подземных хозблоков "Эрудит" при СШ N 63 расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
КСЭПХ "Эрудит", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Комитет по управлению имуществом, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству в порядке статьи 262 АПК РФ письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 92113 1), явку представителя в судебное заседание Администрация не обеспечила.
Комитет по управлению имуществом извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 92115 5), явку представителей в судебное заседание Комитет не обеспечил.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 92114 8), явку представителей в судебное заседание Комитет не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.03.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г.Саратова от 06.02.1995 N 5029 КСЭПХ "Эрудит" в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 0,1148 га для подземных хозблоков.
На право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком КСЭПХ "Эрудит" выдан государственный акт N САР-48-04-002926.
19 июня 2003 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 64:48:040404:15, местоположение: Саратовская область, г.Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова С.Ф., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке N 64/201/2012-53887 от 03.05.2012.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3195/2008, вступившим в законную силу 17.06.2008, за КСЭПХ "Эрудит" признано право собственности на нежилое здание "Хозблок", основное строение, литер А1, 1993 года постройки, общей площадью 897,6 кв.м., расположенное по адресу: г.Саратов, Ленинский район, п.Солнечный, ул. К.Г. Уфимцева, 4а.
На основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3195/2008, 24.11.2008 за КСЭПХ "Эрудит" зарегистрировано право собственности на здание - хозблок, назначение: нежилое, этаж: подвальный, общей площадью 897,6 кв.м., инв.N 63:401:001:015714570, литер А1, расположенное по адресу: г.Саратов, ул. К.Г. Уфимцева, 4а, о чём выдано свидетельство о государственной регистрации права (серия 64АБ N 974444).
21 августа 2014 года КСЭПХ "Эрудит" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 25695 о предоставлении в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040404:15, площадью 1148 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова С.Ф., под которым расположен находящейся в собственности заявителя вышеуказанный объект недвижимости.
24 сентября 2014 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" было вынесено постановление N 3020 "Об отказе КСЭПХ "Эрудит" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием - хозблоком".
Отказ в предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 64648:040404:15 мотивирован тем, что для эксплуатации подземных хозяйственных блоков выделение земельного участка как части земной поверхности не требуется.
КСЭПХ "Эрудит", не согласившись с вынесенным Администрацией постановлением от 24.09.2014, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.09.2014 N 3020 "Об отказе КСЭПХ "Эрудит" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием - хозблоком" является недействительным.
Суд также пришел к выводу, что адекватным способом восстановления нарушенных прав заявителя будет обязание Администрации принять решение о предоставлении Кооперативу в аренду земельного участка площадью 1 148 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:040404:15, расположенного по адресу: г. Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова в Ленинском районе, занимаемого подземным хозблоком.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В пунктах 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательства Российской Федерации.
Законом Саратовской области от 07.10.09 г. N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" признана утратившей силу статья 4 Закона "О земле" в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - Администрация муниципального образования "Город Саратов". Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005, Администрация муниципального образования "Город Саратов" является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241 утвержден "Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" (далее - Административный регламент).
Пункт 2.8. Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, отказывается в случаях:
-изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка;
-установления федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
-резервирования испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
-ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
-если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
-непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);
- снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- если здание, строение, сооружение создано на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных и иных норм и правил;
- поступления в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно.
Судом первой инстанции установлено, что КСЭПХ "Эрудит" является собственником нежилого здания "Хозблок", основное строение, литер А1, 1993 года постройки, общей площадью 897,6 кв.м., расположенное по адресу: г.Саратов, Ленинский район, п. Солнечный, ул. К.Г. Уфимцева, 4а (свидетельство о государственной регистрации права серия 64АБ N 974444).
Указанный объект недвижимости расположен под земельным участком с кадастровым номером 64:48:040404:15, площадью 1148 кв.м, который был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование) заявителю постановлением Администрации г.Саратова от 06.02.1995 N 50-29 (на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком КСЭПХ "Эрудит" выдан государственный акт N САР-48-04-002926).
Таким образом, испрашиваемый земельный участок расположен над объектом недвижимости, находящимся в собственности заявителя.
КСЭПХ "Эрудит" обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением от 21.08.2014 N 25695, о предоставлении в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет вышеуказанного земельного участка как собственник объекта недвижимости, расположенного под земельным участком, который был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование) заявителю постановлением Администрации г.Саратова от 06.02.1995 N 50-29.
Отказ в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, с кадастровым номером 64648:040404:15, мотивирован Администрацией тем, что для эксплуатации подземных хозяйственных блоков выделение земельного участка как части земной поверхности не требуется.
Кроме того, в обоснование своего отказа, Администрация указывает, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки, в которой такой вид разрешенного использования как "размещение хозяйственных блоков (подземные, надземные)" является условно разрешённым, а заявитель с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка не обращался.
Суд первой инстанции, рассмотрев данные основания, правомерно их отклонил в силу следующего.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1 статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом согласно частям 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов, представляющий из себя исчерпывающий перечень.
Пунктом 13 "Группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов" предусмотрено, что к числу разрешенных видов использования относятся земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов
В соответствии с Уставом кооператива, целью деятельности КСЭПХ "Эрудит", является строительство и эксплуатация подземных сооружений - подземных хозблоков.
Таким образом, запрашиваемый вид использования земельного участка над объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности Кооперативу, соответствует разрешенному виду использованию земельного участка.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Вместе с тем такие акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия.
В этих целях федеральный законодатель допускает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 и фрагменту карты градостроительного зонирования спорный земельный участок находится на границе зон Ж -1 (зона многоэтажной жилой застройки), в которой такой вид разрешенного использования как "размещение хозяйственных блоков (подземные, надземные)" является условно разрешённым.
Согласно подпункту 6.1 пункта 6 раздела 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом 6.1.1. названных Правил в случае, если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляются в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, находящиеся на таких земельных участках, и на момент образования и предоставления земельные участки имеют вид разрешенного использования, не соответствующий Правилам, земельные участки образуются и предоставляются гражданам и юридическим лицам с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование). При этом фактические виды разрешенного использования объектов недвижимости устанавливается на основании видов разрешенного использования, указанных в таблице 5.1 пункта 42 Правил.
Как установлено судом первой инстанции, объект недвижимости (нежилое здание - хозблок), принадлежащий заявителю на праве собственности, построен в 1993 году, что следует из решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 года по делу N А57-3195/2008, представленного материалы настоящего дела.
Таким образом, объект недвижимости с функциональным назначением хозблок (подвальный) возник до введения в действие Правил землепользования и застройки.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции, запрашиваемый вид разрешенного использования и фактическое использование земельного участка: "размещение подземного хозяйственного блока", определен в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Администрации в предоставлении КСЭПХ "Эрудит" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:040404:15, площадью 1148 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова С.Ф., является незаконным.
При этом такой отказ, по сути, направлен на воспрепятствование обязанности Кооператива по переоформлению ограниченного вещного права, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность (статья 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд первой инстанции правомерно указал, что Администрацией не учтено, что правила пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не связывают обязанность землепользователя по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования с наличием либо отсутствием на земельном участке объекта недвижимости.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05.
КСЭПХ "Эрудит" при обращении в орган местного самоуправления с заявлением от 21.08.2014 N 25695 были соблюдены требования земельного законодательства и представлены все документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, предусмотренные пунктом 2.6.1. Административного регламента.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал недействительным постановление Администрации от 24.09.2014 N 3020 об отказе КСЭПХ "Эрудит" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием - хозблоком и обязал Администрацию муниципального района "Город Саратов" принять решение предоставлении КСЭПХ "Эрудит" в аренду земельного участка площадью 1 148 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:040404:15, расположенного по адресу: г. Саратов, IV микрорайон II жилого района по ул. им. Тархова в Ленинском районе, занимаемого подземным хозблоком.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 февраля 2015 года по делу N А57-24361/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-24361/2014
Истец: КСЭПХ "Эрудит" при СШ N 63
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и кап. строительству АМО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова