г. Казань |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А72-7556/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью компания "С плюс" - Сергеевой Е.И., доверенность от 10.02.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2014 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-7556/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью компания "С плюс", г. Ульяновск, к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, об оспаривании отказа, обязании выполнить процедуру по предоставлению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью компания "С плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа, изложенного в письмах от 13.03.2014 N 73-ИОГВ-10- 01/1232исх., 30.04.2014 N 73-ИОГВ-10-01/2207исх.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015, требование заявителя удовлетворены. Суд обязал департамент и администрацию города Ульяновска (далее - администрация) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в пределах предоставленных им полномочий выполнить процедуру по предоставлению земельного участка ориентировочной площадью 22 га в границах горного отвода для целей ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок N 1).
Департамент, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить в части признания незаконным отказа изложенного в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ-10-01/2207исх., и обязании департамента и администрации в течении месяца со дня вступления в законную силу решения выполнить процедуру по предоставлению земельного участка ориентировочной площадью 22 га в границах горного отвода для целей ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок N 1), принять по делу новый судебный акт в указанной части об отказе в удовлетворении требований.
В отзыве общество просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
За Ульяновской областью зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:19:072501:191 категория земель: сельскохозяйственное назначение.
14.07.2009 Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство) обществу выдана лицензия на право пользования недрами на участок расположенный в 15 км к западу от г. Ульяновска, в 0,8 км от с. Кротовка с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин Кротовского месторождения (участок 1). Срок окончания действия лицензии 15.07.2029. В приложении N 5 к лицензии указано письмо мэрии г. Ульяновска от 12.05.2009 N 3353-01, согласно которому мэрия не возражает против предоставления в пользование участка N 1 Кротовского месторождения строительных песков и кирпичных глин.
17.02.2014 общество обратилось в департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка, утверждении акта выбора земельного участка и предоставления на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью 22 га на срок 15 лет в границах горного отвода (прилагается) для ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок N 1, и приложив необходимые документы (т. 1, л.д. 56).
13.03.2014 Департамент направил в адрес общества письмо в котором указал, что обращение от 17.02.2014 направлено в администрацию для обеспечения выбора земельного участка. Согласно почтовому штемпелю на конверте общество получило указанное письмо 20.03.2014 (т. 1, л.д. 50).
30.04.2014 департамент направил в адрес заявителя письмо, сообщив, что заявление о выборе земельного участка для добычи недр направлено в администрацию для обеспечения выбора земельного участка. По заключению администрации в соответствии с Генеральным планом г. Ульяновска (далее - план), испрашиваемый заявителем земельный участок относится к территории сельскохозяйственного назначения, в которой, согласно градостроительному регламенту, добыча полезных ископаемых не предусмотрена. В настоящее время Комитет архитектуры и градостроительства города проводит мероприятия по внесению изменений в план в части, касающейся изменения зоны в которой находится испрашиваемый земельный участок. В связи с чем рассматривать вопрос о выборе земельного участка возможно, только после внесения соответствующих изменений в документацию по планировке территории.
Полагая, перечисленные отказы незаконными и нарушающими его права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 7 закона N 2395-1 пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Судами установлено наличие лицензии на право пользования недрами и горного отвода с целевым назначением - разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин Кротовского месторождения (участок N 1).
В соответствии со статьей 25.1 Закона N 2395-1 земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В силу пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в редакции до 01.03.2015) предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, земельный участок, необходимый для пользования недрами, может быть предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта. Иной процедуры предоставления земельных участков для разработки недр земельным законодательством в настоящее время не установлено.
В силу статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Следовательно, в данном случае администрация при получении от департамента обращения общества обязана была обеспечить выбор земельного участка, а именно: определить варианты размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, оформить акт выбора земельного участка.
Департамент после получения от администрации акта выбора земельного участка обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Однако, указанные действия администрацией и департаментом не проведены.
При таких обстоятельствах, суды правильно указали, что расположение земельного участка в зоне сельскохозяйственных угодий - СХ1 не является основанием для отказа в выборе земельного участка для добычи полезных ископаемых.
Отказ департамента выраженный в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ - 10-01/2207исх является незаконным. При этом судами правомерно отклонен довод департамента о невозможности в данном случае проведения процедуры перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, поскольку, согласно статье 7 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Материалами дела подтверждается, что общество представило в департамент вместе с заявлением об осуществлении выбора земельного участка проект разработки и рекультивации Кротовского месторождения (т. 1, л.д. 56).
Доказательства обращения департамента, как полномочного представителя собственника земельного участка, с заявлением о переводе испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отказ в переводе испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию ответчиком в материалы дела не представлен.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию департамента в судах первой и апелляционной инстанциях, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А72-7556/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
...
Отказ департамента выраженный в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ - 10-01/2207исх является незаконным. При этом судами правомерно отклонен довод департамента о невозможности в данном случае проведения процедуры перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, поскольку, согласно статье 7 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2015 г. N Ф06-25525/15 по делу N А72-7556/2014