г. Самара |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А72-7556/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" - представителя Сергеевой Е.И., доверенность от 10.02.2015 года,
от Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2014 по делу NА72-7556/2014 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" (ИНН 7327050980, ОГРН 1097327001529), г.Ульяновск, к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г.Ульяновск, Администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, об оспаривании отказа и об обязании выполнить процедуру по предоставлению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, изложенного в письме от 13.03.2014 N 73-ИОГВ-10-01/1232исх. и письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ-10-01/2207исх.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2014 требование заявителя о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженного в письме от 13.03.2014 N 73-ИОГВ-10-01/1232исх оставлено без удовлетворения. Отказ Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженный в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ - 10-01/2207исх признан незаконным. На Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Администрацию города Ульяновска возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в пределах предоставленных им полномочий выполнить процедуру по предоставлению земельного участка ориентировочной площадью 22 га в границах горного отвода для целей ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок N 1).
Не согласившись с выводами суда, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженного в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ -10-01/2207исх и обязания Департамента и Администрации города Ульяновска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в пределах предоставленных им полномочий выполнить процедуру по предоставлению земельного участка ориентировочной площадью 22 га в границах горного отвода для целей ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок N 1), апелляционную жалобу Департамента госимущества Ульяновской области удовлетворить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок, необходимый заявителю для целей недропользования, может быть предоставлен в порядке, предусмотренном п.5 ст. 30 ЗК РФ, т.е. с предварительным согласованием места размещения объекта, в отсутствие изменений в документацию по планировке территории в части, касающейся изменения зоны в которой находится испрашиваемый земельный участок, заявление рассмотреть невозможно. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 73:19:072501:191.
Общество с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 18.02.2015 представители Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
В судебном заседании 18.02.2015, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 час. 50 мин. 25.02.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru" o "mailto:info@11aas.arbitr.ru".
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 25.02.2015 представители Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 25.02.2015 на 01.04.2015.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, перерыве, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Компании "С плюс" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
За Ульяновской областью зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:19:072501:191 категория земель: сельскохозяйственное назначение (т. 1 л.д. 80).
14.07.2009 Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области ООО Компания "С плюс" выдана лицензия на право пользования недрами на участок расположенный в 15 км к западу от г. Ульяновска, в 0,8 км от с.Кротовка с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин Кротовского месторождения (участок 1). Срок окончания действия лицензии 15.07.2029.
В приложении N 5 к лицензии указано письмо Мэрии г.Ульяновска от 12.05.2009 N 3353-01, согласно которому мэрия г.Ульяновска не возражает против предоставления в пользование участка 1 Кротовского месторождения строительных песков и кирпичных глин.
17.02.2014 ООО Компания "С плюс" обратилось в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка, утверждении акта выбора земельного участка и предоставления на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью 22 га на срок 15 лет в границах горного отвода (прилагается) для ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок 1 и приложила перечень соответствующих документов (т. 1 л.д. 56).
13.03.2014 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области направил в адрес Общества письмо в котором указал, что обращение от 17.02.2014 направлено в Администрацию МО г.Ульяновск для обеспечения выбора земельного участка. Согласно почтовому штемпелю на конверте Общество получило указанное письмо 20.03.2014 (т. 1 л.д. 50).
30.04.2014 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области направил в адрес заявителя письмо, в котором указал, что заявление о выборе земельного участка для добычи недр направлено в Администрацию МО город Ульяновск для обеспечения выбора земельного участка. По заключению Администрации г.Ульяновска, в соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к территории сельскохозяйственного назначения, в которой, согласно градостроительному регламенту, добыча полезных ископаемых не предусмотрена. В настоящее время Комитет архитектуры и градостроительства города проводит мероприятия по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования г.Ульяновск в части, касающейся изменения зоны в которой находится испрашиваемый земельный участок. Таким образом, рассматривать вопрос о выборе земельного участка возможно, только после внесения соответствующих изменений в документацию по планировке территории.
Заявитель, полагая, что отказы от 13.03.2014 N 73-ИОГВ-10-01/1232исх. и от 30.04.2014 N 73-ИОГВ-10-01/2207исх противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Судом установлено, что у ООО Компания "С плюс" имеется лицензия на право пользования недрами и предоставлен горный отвод с целевым назначением - разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин Кротовского месторождения (участок 1).
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в частности статьей 25, запрещается ведение какой-либо хозяйственной деятельности, не связанной с добычей полезных ископаемых.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2011 N Ф09-1835/11-с6 по делу N А07-11956/2010, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2011 по делу N А55-22660/2010.
Статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В силу пункта 2.2 статьи 30 ЗК РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, земельный участок, необходимый для пользования недрами, может быть предоставлен в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ - с предварительным согласованием места размещения объекта. Иной процедуры предоставления земельных участков для разработки недр земельным законодательством в настоящее время не установлено.
Согласно названной норме предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу вышеприведенных норм заявитель при наличии действующей лицензии вправе требовать предоставления в аренду земельного участка.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, как верно указал суд, в данном случае Администрация г.Ульяновска при получении от Департамента обращения ООО Компания "С плюс" обязана была обеспечить выбор земельного участка, а именно:
- определить варианты размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями,
- информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков,
- оформить акт выбора земельного участка.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области после получения от Администрации г.Ульяновска акта выбора земельного участка обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Однако, указанные действия Администрацией г.Ульяновска и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не проведены.
Согласно материалам дела оспариваемое письмо Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.04.2014 N 73-ИОГВ - 10-01/2207исх является отказом заявителю в предоставлении в аренду земельного участка.
Как пояснил ДГИЗО Ульяновской области, в отсутствие изменений в документацию по планировке территории в части, касающейся изменения зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок, заявление рассмотреть невозможно.
Представитель Администрации г.Ульяновска указал на то, что до настоящего времени изменения в документацию по планировке территории в части, касающейся изменения зоны не приняты. В отсутствие указанных изменений рассмотреть заявление ООО Компания "С плюс" невозможно.
Исходя из вышеизложенного, суд верно указал, что расположение земельного участка в зоне сельскохозяйственных угодий - СХ1 не является основанием для отказа в выборе земельного участка для добычи полезных ископаемых. Отказ Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженный в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ - 10-01/2207исх является незаконным.
При этом судом правомерно отклонен довод Департамента о невозможности в данном случае проведения процедуры перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, поскольку, согласно ст. 7 Федерального закона 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Материалами дела подтверждается, что ООО Компания "С плюс" представила в Департамент вместе с заявлением об осуществлении выбора земельного участка проект разработки и рекультивации Кротовского месторождения (т. 1 л.д. 56).
Доказательства обращения Департамента, как полномочного представителя собственника земельного участка, с заявлением о переводе испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отказ в переводе испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию ответчиком в материалы дела не представлен.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое письмо Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 13.03.2014 N 73-ИОГВ-10-01/1232исх не является отказом заявителю в предоставлении в аренду земельного участка. Указанным письмо Департамент уведомил заявителя о том, что его заявление направлено в Администрацию г.Ульяновска для обеспечения выбора земельного участка. Кроме того, Департамент указанным письмом дополнительно сообщил, что порядок и процедура выбора земельного участка регламентируется статьей 31 Земельного Кодекса РФ.
Поскольку в данном случае, проведение процедуры выбора земельного участка в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного Кодекса РФ, является законным и обоснованным, судом сделан верный вывод о том, что оспариваемое письмо от 13.03.2014 N 73-ИОГВ-10-01/1232исх не нарушает права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о незаконности отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженный в письме от 30.04.2014 N 73-ИОГВ - 10-01/2207исх.
Суд правомерно в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, возложил на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Администрацию города Ульяновска обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в пределах предоставленных им полномочий выполнить процедуру по предоставлению земельного участка ориентировочной площадью 22 га в границах горного отвода для целей ведения работ, связанных с пользованием недрами (разведка и добыча строительных песков и кирпичных глин "Кротовского" месторождения участок N 1).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2014 по делу N А72-7556/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7556/2014
Истец: ООО "Компания "С плюс"
Ответчик: Администрация г. Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитет по управлению имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска
Третье лицо: Комитет по управлению городским имууществом и земельным ресурсам администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска