г. Казань |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А55-17865/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителя индивидуального предпринимателя Некрасовой Валентины Владимировны - Пинегина А.А. (доверенность от 22.07.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-17865/2014
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Некрасовой Валентины Владимировны (ОГРНИП 309632034800021) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: мэрии городского округа Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий", г. Тольятти, Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений", г. Тольятти, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Некрасова Валентина Владимировна (далее - ИП Некрасова В.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 970 кв.м, кадастровый номер 63:09:0101174:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, д. 52-б, равную рыночной стоимости. При этом конкретной рыночной стоимости не указано.
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2014, 06.11.2014, 25.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены: мэрия городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий" (далее - ООО "Бюро оценочных технологий"), Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области и общество с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений".
В соответствии с уточнением исковых требований от 27.08.2014 на основании отчета об оценке от 21.08.2014 N 2014.08.-19/10, подготовленного ООО "Бюро оценочных технологий", предприниматель просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной равной 1 992 088 руб.
В судебном заседании 30.10.2014 от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований на основании отчета об оценке от 21.08.2014 N 2014.08.-19/10, подготовленного ООО "Бюро оценочных технологий", просил суд установить кадастровую стоимость в размере рыночной равной 1 932 857 руб., ранее поданное уточнение не рассматривать, также приобщено экспертное заключение от 09.10.2014 N 1934/10/14 на отчет об оценке.
В судебном заседании указанное уточнение принято судом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2014 суд в иске отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2014 отменено, по делу принят новый судебный акт. Установлена кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 970 кв.м, кадастровый номер 63:09:0101174:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, д. 52-б, равная рыночной стоимости - 1 932 857 руб. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 970 кв.м, кадастровый номер 63:09:0101174:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, д. 52-б, в размере 1 932 857 руб. в государственный кадастр недвижимости. Взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в пользу ИП Некрасовой В.В. расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09.07.2015 до 13 часов 45 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 63:09:0101174:3, площадью 970 кв.м, находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, д. 52-б, в соответствии с договором аренды от 25.05.2014 N 2959.
Удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и составляет 8 904 629 руб. 10 коп.
Как следует из информационного сообщения, размещенного на сайте Управления Росреестра по Самарской области, данная кадастровая стоимость была установлена по состоянию на 01.01.2013.
Таким образом, кадастровая стоимость может быть пересмотрена на основании рыночной, установленной по состоянию 01 января 2013 года.
Некрасова В.В., полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают ее права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагают на нее обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного размера арендной платы, которая определяется, в том числе из кадастровой стоимости земельного участка, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявленных требований в связи с наличием в материалах дела двух отчетов об оценке за номером N 2014.08-19/10 от 21.08.2014, с учетом чего невозможно установить относимость доказательств к конкретному отчету.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчета оценки (данная правовая позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Согласно представленному истцом экспертному заключению от 09.10.2014 N 1934/10/14 НП СРО "Деловой союз оценщиков" именно второй экземпляр отчета об оценке N 2014.08-19/10 от 21.08.2014, об определении рыночной стоимости спорного земельного участка с заявленной суммой - 1 932 857 руб., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Надлежаще исследовав все доказательства и установив все обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 24 АПК РФ в рамках оспаривания ненормативного акта органа власти и надлежащими ответчиками по делу являются Правительство Самарской области и мэрия городского округа Тольятти отклоняются судом в силу следующего.
Дела по спорам о результатах определения кадастровой стоимости исключены из сферы арбитражных судов с 06.08.2014 - дата вступления Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами".
В связи с тем, поскольку дело по настоящему спору возбуждено по заявлению, поданному в арбитражный суд до указанной даты, такое дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и существующими правоприменительными подходами, устанавливающими исковое производство по названной категории спора.
Как следует из материалов дела, заявленные Некрасовой В.В. требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, а, следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
При этом суд апелляционной инстанции правильно сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Привлечение же Правительства и мэрии в качестве ответчиков было бы неправомерным, поскольку по данному делу нормативный акт - постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 - не являлся предметом оспаривания.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2015 по делу N А55-19884/2015.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного судебного акта суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А55-17865/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палате были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2015 г. N Ф06-25450/15 по делу N А55-17865/2014