г. Казань |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А65-29197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
истца - Угаровой Е.В., доверенность от 01.05.2015,
заинтересованных лиц: муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Кошлевой И.Н., доверенность от 08.07.2015 N 10249,
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Кошлевой И.Н., доверенность от 22.08.2014 N 6853,
от третьего лица (муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани") - Ибрагимовой Д.Р., доверенность от 10.03.2015 N 15/13-04-3090,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2015 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-29197/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прайм Фактор" (ОГРН 1101690005966, ИНН 1657091084), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прайм Фактор" (далее - ООО "Прайм Фактор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений) к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком) в котором просило:
1) Признать отказ МУ КЗИО ИКМО г. Казани ООО "Прайм Фактор" в предоставлении земельного участка кадастровый номер 16:50:250259:158, площадью 5194 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а в собственность незаконным.
2) Обязать Исполнительный комитет г. Казани принять в месячный срок решение о предоставлении ООО "Прайм Фактор" земельного участка кадастровый номер 16:50:250259:158, площадью 5194 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, в собственность.
3) Обязать КЗИО ИКМО г. Казани направить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 16:50:250259:158, площадью 5194 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, ООО "Прайм Фактор.".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014, требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан. Основанием для возврата явилась необходимость исследовать обоснованность размера испрашиваемого в собственность земельного участка.
При новом рассмотрении, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Обществу с ограниченной ответственностью "Прайм Фактор" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:250259:158 площадью 5194 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, в собственность. Обязал ответчиков устранить допущенное нарушение прав Общества с ограниченной ответственностью "Прайм Фактор" путем принятия Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу решения о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Прайм Фактор" земельного участка с кадастровым номером 16:50:250259:158 площадью 5194 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, а также подготовки Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в месячный срок с даты принятия Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани решения о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Прайм Фактор" земельного участка с кадастровым номером 16:50:250259:158 площадью 5194 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, проекта договора купли-продажи земельного участка и его направления заявителю с предложением о заключении данного договора купли-продажи.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2015 оставлено без изменения.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" также обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц и третьего лица поддержали позиции, изложенные в кассационных жалобах, а представитель истца, считая доводы жалоб несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 16.07.2015 до 12 часов 15 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимости: административно-бытового и производственного корпуса, а также административно-хозяйственного здания, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, д. 57А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.03.2010 (т. 1 л.д. 9, 11). Данные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:250259:158, общей площадью 5194 кв.м, который в соответствии с Генеральным планом города Казани расположен в коммунально-складской зоне, что не оспаривается ответчиками.
Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) обратилось в адрес Комитета с заявлением исх. N 25 от 03.09.2013 (вх. 16425/кзио-вх от 03.09.2013) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5194 кв.м, кадастровый номер 16:50:250259:158, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тополевая, 57А.
Письмом исх. 16012/КЗИО-ИСХ от 13.09.2013 (т. 1 л.д. 13) Комитетом Обществу было отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность со ссылкой на то, что запрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах проектных красных линий ул. Тополевая, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов, площадей.
Заявитель, полагая данный отказ Комитета незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом, при этом отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 3). Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (пункт 7).
В силу пункта 8 данной статьи отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, являются красными линиями (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). При этом согласно п.п. "а" пункта 1 части 3 статьи 42 данного Кодекса красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 ГрК РФ).
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Отклоняя возражения Комитета, основанные на утверждении о наличии в границах спорного земельного участка красных линий как самостоятельного запрета на приватизацию спорного участка, суд руководствуясь положениями пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ и статьи 27 Земельного кодекса, не установил таких препятствий для выкупа обществом данного участка.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, в том числе земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно части 2 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Расположение земельного участка относительно красных линий определяется проектами планировки территории (определение Верховного суда Российской Федерации от 18.12.2014 N 306-эс-14-391).
Как установлено судами, проект планировки на территорию, включающую улицу Тополевую, не разрабатывался, сроки реконструкции (расширения) данной улицы Генеральным планом г. Казани не установлены.
Не содержится сведений о нахождении спорного земельного участка в пределах красных линий и в сведениях о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на данный земельный участок (том 1 л.д. 22-24).
В подтверждение своих доводов ответчиками и третьим лицом в материалы дела представлены выкопировка из схемы функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, выкопировка из карты зон градостроительных регламентов, схема размещения спорного земельного участка на топографической подоснове, топографическая съемка с нанесенными красными линиями (проектными).
Исследовав и оценив указанные документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что названные документы достоверно не свидетельствуют о расположении спорного земельного участка в пределах красной линии и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.
Доводы заявителей жалоб о том, что спорный земельный участок расположен в пределах проектных красных линий, разработанных в 1984 году, материалами дела не подтверждены, не содержит таких доказательств и кассационные жалобы.
Суды также установили, что в соответствии с представленной проектной документацией (том 2 л.д. 46-62), предельный размер земельного участка с кадастровым номером 16:50:250259:158 общей площадью 5194 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, соответствует правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Возражая относительно представленного заявителем обоснования площади испрашиваемого земельного участка, ответчики доказательств, опровергающих обоснованность размера земельного участка, равно как и контррасчета, не представили.
Учитывая отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих нахождение испрошенного земельного участка в пределах красных линий застройки (обязанность доказывания данных обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ лежит на органе публичной власти), а также отсутствие необходимости предоставления земельного участка указанной площади для эксплуатации объектов недвижимости в заявленных целях, суды двух пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса, статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы об обратном, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, арбитражный суд округа не установил.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А65-29197/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Отклоняя возражения Комитета, основанные на утверждении о наличии в границах спорного земельного участка красных линий как самостоятельного запрета на приватизацию спорного участка, суд руководствуясь положениями пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ и статьи 27 Земельного кодекса, не установил таких препятствий для выкупа обществом данного участка.
...
Согласно части 2 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть включает в себя:"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2015 г. N Ф06-25959/15 по делу N А65-29197/2013
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25959/15
23.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4271/15
19.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29197/13
19.09.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15098/13
19.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7920/14
08.04.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29197/13