г. Казань |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А55-9017/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - Болдиной С.А. (доверенность от 20.07.2015),
третьего лица (администрации городского округа Чапаевск) - Лесничёвой С.А. (доверенность от 31.12.2014 N 57),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-9017/2014
по исковому заявлению Федерального казенного предприятия "Чапаевский механический завод", Самарская область, г. Чапаевск (ОГРН 1076330000691, ИНН 6330032690), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Самарской области, г. Самара, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, администрации городского округа Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги", Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Российское общество оценщиков", об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Чапаевский механический завод" (далее - ФКП "Чапаевский МЗ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 134 300 кв.м с кадастровым номером объекта 63:10:0204001:1042, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Пионерская, 2, равной его рыночной стоимости в размере 282 224 631 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015, исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 522 014 000 руб.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители ФКП "Чапаевский МЗ" и администрации г.о. Чапаевск, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКП "Чапаевский МЗ" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 2 134 300 кв. м с кадастровым номером 63:10:0204001:1042, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для производственных нужд, расположенный по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Пионерская, 2.
Данный земельный участок на праве собственности принадлежит Российской Федерации, о чем 21.06.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Истец в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области по состоянию на 01.01.2013, в соответствии с которыми кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 2 332 683 185 руб.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:10:0204001:1042 составляет 2 332 683 185 руб.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету от 18.04.2014 N 07/14, выполненному оценщиком закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги" Клюйковой Ю.А., рыночная стоимость земельного участка площадью 2 134 300 кв.м с кадастровым номером 63:10:0204001:1042 по состоянию на 01.01.2013 составляла 282 224 631 руб.
В соответствии с экспертным заключением от 19.05.2014 N 1442/2014, подготовленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчёт от 18.04.2014 N 07/14 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Общество, полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014, по ходатайству администрации г.о. Чапаевск в рамках настоящего дела, назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Федеральная лаборатория судебной экспертизы".
Согласно заключению эксперта от 14.10.2014 N 480/2014, выполненному экспертами общества с ограниченной ответственностью "Федеральная лаборатория судебной экспертизы" Зубковой Е.Е., Максимовой А.А., отчет от 18.04.2014 N 07/14 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующего оценочную деятельность, в процессе исследования выявлены существенные нарушения, способные оказать влияние на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки; рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляла 522 014 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 18.04.2014 N 07/14 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующего оценочную деятельность, а заключение эксперта от 14.10.2014 N 480/2014, которым определена рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 в сумме 522 014 000 руб. соответствует требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:10:0204001:1042, исходя из его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 в сумме 522 014 000 руб.
При этом, учитывая, что требования по настоящему делу носят неимущественный характер, суды пришли к правильному выводу о том, что независимо от отказа истца от уточнения исковых требований относительно рыночной стоимости земельного участка, суд должен разрешить спор по существу и установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости.
Довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 18.04.2014 N 07/14 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности не имеет правового значения, поскольку суды, оценив доказательства имеющиеся в материалах дела, также пришли к выводу о несоответствии данного отчета требованиям действующего законодательства, в связи с чем установили кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, которая была определена в заключении судебной экспертизы от 14.10.2014 N 480/2014.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А55-9017/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
...
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2015 г. N Ф06-25152/15 по делу N А55-9017/2014