г. Казань |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А65-26626/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.
при участии представителей:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - Витковской Т.В. (доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013257),
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Зайнуллиной А.С. (доверенность от 19.06.2015 N 21),
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (председательствующий судья - Попова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-26626/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" (ОГРН 1021602833010, ИНН 1654000427), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения N 3609 от 26.06.2014 в части доначисления суммы земельного налога в размере 307874 руб., пени в размере 15802,61 руб., штрафа в размере 61575 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось общество с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 3609 от 26.06.2014 в части доначисления суммы земельного налога в размере 307874 руб., пени в размере 15802,61 руб., штрафа в размере 61575 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015, заявление общества удовлетворено, решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности от 26.06.2014 N 3609 признано недействительным в части начисления 307873 руб. земельного налога за 2013 год, соответствующих ему сумм пени и штрафа. Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами, ответчиком проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по итогам которой вынесено решение от 26.06.2014 N 3609 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 82100 рублей, предложено уплатить недоимку в сумме 410498 рублей и соответствующие пени в сумме 27542,8 рублей.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 10.10.2014 N 2.14-0-18/024223@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:080901:8, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, ул. Поперечно-Кукушкинская, и земельный участок с кадастровым номером 16:50:080901:5, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, ул. Магистральная, д. 35.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2013 по делу N А65-31888/2012 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080901:0008 в размере 5791410 рублей, 16:50:080901:5 в размере 12264840 рублей с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-31888/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2013 внесена в кадастр 05.04.2013, что следует из оспариваемого решения.
В представленной обществом декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 110144 рублей, исходя из кадастровой стоимости участков в размере соответственно 5791410 рублей и 12264840 рублей, установленных вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2013. Обществом измененная кадастровая стоимость применена с 01.01.2013 года.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080901:0008, 16:50:080901:5, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 05.04.2013.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N7701/12.
Таким образом, размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем по земельному участку с кадастровыми номером 16:50:080901:0008 за 2013 год составляет 66403 руб.; с кадастровыми номером 16:50:080901:5 - 146366 руб.
Из этого следует, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год по двум земельным участкам составляет 212 769 рублей. По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год, составляет 520 642 рубля.
С учетом изложенного, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 307 873 руб. (520 642 - 212 769), соответствующих сумм пени и штрафа является незаконным.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А65-26626/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
...
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N7701/12."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2015 г. N Ф06-26113/15 по делу N А65-26626/2014