г. Самара |
|
09 апреля 2015 г. |
А65-26626/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - представителя Исаевой К.Ю. (доверенность N 2.4-16/013254 от 13.11.2014),
от общества с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года по делу N А65-26626/2014 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" (ОГРН 1021602833010, ИНН 1654000427), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения N 3609 от 26.06.2014 в части доначисления суммы земельного налога в размере 307 874 руб., пени в размере 15 802 руб. 61 коп., штрафа в размере 61 575 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным решения N 3609 от 26.06.2014 в части доначисления суммы земельного налога в размере 307 874 руб., пени в размере 15 802 руб. 61 коп., штрафа в размере 61 575 руб.
К участию в деле в качестве соответчика также привлечено Управления ФНС России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявление удовлетворено, решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 3609 от 26.06.2014 признано недействительным в части начисления 307 873 руб. земельного налога за 2013 год, соответствующих ему сумм пени и штрафа. Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой".
В апелляционной жалобе Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года по делу N А65-26626/2014 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по итогам которой вынесено решение N 3609 от 26.06.2014 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 82 100 рублей, предложено уплатить недоимку в сумме 410 498 рублей и соответствующие пени в сумме 27 542 рублей 80 копеек.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 10.10.2014 N 2.14-0-18/024223@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:080901:8, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, ул. Поперечно-Кукушкинская, и земельный участок с кадастровым номером 16:50:080901:5, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул. Магистральная, д. 35.
В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена Обществом в общей сумме 110 144 рублей, исходя из кадастровой стоимости участков в размере соответственно 5 791 410 рублей и 12 264 840 рублей, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 18.02.2013 по делу N А65-31888/2012. Обществом измененная кадастровая стоимость применена с 01.01.2013 года.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 по делу N А65-31888/2012 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080901:0008 в размере 5 791 410 рублей, 16:50:080901:5 в размере 12 264 840 рублей с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-31888/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 внесена в кадастр 05.04.2013, что следует из оспариваемого решения.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:080901:0008, 16:50:080901:5, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 05.04.2013.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N7701/12.
Таким образом, размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем по земельным участкам с кадастровыми номерами:
- 16:50:080901:0008, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2013 до 05.04.2013 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 39 907 руб. (26 168 462 х 0,61 : 12 х 3), с 05.04.2013 по 31.12.2013 подлежит уплате земельный налог в размере 26 496 руб. (5 791 410 х 0,61 : 12 х 9), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 18.02.2013 по делу N А65-31888/2012, всего за 2013 год - 66 403 руб.;
- 16:50:080901:5, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2013 до 05.04.2013 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 90 254 руб. (59 182 657 х 0,61 : 12 х 3), с 05.04.2013 по 31.12.2013 подлежит уплате земельный налог в размере 56 112 руб. (12 264 840 х 0,61 : 12 х 9), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 18.02.2013 по делу N А65-31888/2012, всего за 2013 год - 146 366 руб.
Из этого следует, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год по двум земельным участкам составляет 212 769 рублей. По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год, составляет 520 642 рубля.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 307 873 руб. (520 642 - 212 769), соответствующих сумм пени и штрафа является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции о законности ее решения в оспариваемой части, правомерности исчисления земельного налога за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, внесенной в ГКН постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, не основаны на нормах права и обстоятельствах данного дела, и по мотивам, изложенным выше, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года по делу N А65-26626/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26626/2014
Истец: ЗАО "Казанское специализированное управление "ГИДРОСПЕЦСТРОЙ", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по РТ, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Третье лицо: Одиннадцатый апелляционный арбитражный суд