г. Казань |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А06-6633/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Нагимуллина И.Р., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителя:
истцов - ИП Москаленко Н.Ф., ИП Буряковой Р.А., ИП Лебедевой С.П. - Вороньковой О.Г. (доверенности от 10.01.2014, от 26.06.2015 N 1, от 20.05.2013),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лебедевой С.П., индивидуального предпринимателя Буряковой Р.А., индивидуального предпринимателя Москаленко Н.Ф.
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.12.2014 (судья Смирнова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Жаткина С.А., Волкова Т.В.)
по делу N А06-6633/2014
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Лебедевой Светланы Петровны, индивидуального предпринимателя Буряковой Рахили Айнуллаевны, индивидуального предпринимателя Москаленко Нины Федоровны к администрации города Астрахани, обществу с ограниченной ответственностью "ТранзитАвто" о признании недействительным договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1с "Центральный стадион - пос.Советский", заключенного между администрацией г. Астрахани и ООО"ТранзитАвто",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальные предприниматели Лебедева Светлана Петровна, Бурякова Рахиля Айнуллаевна и Москаленко Нина Федоровна (далее - истцы, ИП Лебедева С.П., ИП Бурякова Р.А., ИП Москаленко Н.Ф.) обратились в Арбитражный суд Астраханской области с иском к администрации г. Астрахани (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "ТранзитАвто" (далее - ООО "ТранзитАвто") о признании недействительным договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1С "Центральный стадион - пос. Советский", заключенный между администрацией г. Астрахани и ООО "ТранзитАвто".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.12.2014, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истцы просят состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 06.08.2015 был объявлен перерыв до 15 часов 10 минут 13.08.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истцов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.04.2014 в "Астраханском вестнике" N 15 (95) администрацией г. Астрахани было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1С "Центральный стадион - пос. Советский" и размещено на официальном сайте www.astrogorod.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании данного извещения, Лепехиной О.Ю. в интересах участников простого товарищества, была подана заявка на участие в открытом конкурсе на осуществление перевозок пассажиров по регулярному муниципальному маршруту N 1 г. Астрахани.
На официальном сайте администрации г. Астрахани 19.06.2014 было опубликовано сообщение о результатах открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1С "Центральный стадион - пос. Советский", где указано, что по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе путем голосования приняты следующие решения: 1. Отказать ИП Лепехиной О.Ю. в допуске к участию в конкурсе по лоту N 1 на основании подпункта 4 пункта 4.1.3. - несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации. 2.Допустить ООО "ТранзитАвто" к участию в конкурсе по лоту N 1. 3. Признать ООО "ТранзитАвто" участником конкурса по лоту N 1. 4.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4.1.4 типовой конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани, утвержденной постановлением администрации г. Астрахани от 08.07.2011 N 5903, конкурс признан несостоявшимся.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5.1. типовой конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани, утвержденной постановлением администрации г. Астрахани от 08.07.2011 N 5903, в течение трех рабочих дней со дня подписания настоящего протокола, передать ООО "ТранзитАвто" проект договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани N 1с, заключаемого по результатам проведения конкурса.
Истцы, считая, что при проведении вышеуказанного конкурса были допущены многочисленные нарушения, обратились в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1С "Центральный стадион - пос. Советский", заключенный между администрацией г. Астрахани и ООО "ТранзитАвто".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукционов и конкурсов. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.02.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 7 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" закреплено также, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Астрахани относится к вопросам местного значения.
Таким образом, вопросы организации транспортного обслуживания населения муниципального образования относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения.
При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Астрахани обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (подпункт 1 пункта 1 Устава муниципального образования "Город Астрахань").
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, регламентирующее порядок проведения конкурса.
В соответствии с данным Положением администрацией города Астрахани было утверждено постановление администрации города от 27.05.2010 N 3592 "Об утверждении типовой конкурсной документации, структурного состава конкурсной комиссии, типовой формы договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, заключаемого с победителем конкурса", которым регламентирована вся процедура проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Как следует из материалов дела, 10.04.2014 в "Астраханском вестнике" N 15 (95) Администрацией города Астрахани было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1С "Центральный стадион - пос. Советский" и размещено на официальном сайте www.astrogorod.ru в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1С "Центральный стадион - пос. Советский" от 10.06.2014 на участие в открытом конкурсе заявки были поданы Лепехиной О.Ю. от имени истцов и ООО "ТранзитАвто".
Основным требованием участия в конкурсе является предоставление сведений (форма 2.2.) об имеющихся транспортных средствах, предлагаемых к использованию в маршруте.
Администрацией города было вынесено сообщение о результатах открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 1 "Центральный стадион-пос. Советский", согласно которому ИП Лепехиной О.Ю. отказано в допуске к участию в конкурсе по лоту N 1 на основании подпункта 4 пункта 4.1.3, в виду несоответствия заявки конкурсной документации.
Допущено к участию в открытом конкурсе и признано его участником ООО "ТранзитАвто".
Астраханским Управлением ФАС России была рассмотрена жалоба ИП Лепехиной О.Ю. на действия организатора конкурса.
Решением по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров от 04.06.2014 N 38-НТ-04-14 были установлены нарушения при проведении конкурса организатором - Управлением экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г.Астрахани Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденным Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119.
Как следует из пункта 4.2.1 Конкурсной документации соответствие содержания и качества оказываемых транспортных услуг требованиям конкурсной документации является предметом оценки конкурсной комиссии при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
При этом при рассмотрении жалобы установлено, что исследовав протокол N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута, а также аудиозапись проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, комиссия установила, что в нарушение требований пункта 4.1 Положения о проведении конкурса описание предлагаемых условий оказания транспортных услуг не было оглашено публично и не было внесено в Протокол вскрытия конвертов.
В соответствии с извещением о проведении конкурса при осуществлении перевозок необходимо использовать восемь транспортных средств категории М3 и 25 транспортных средств категории М2.
Согласно пункту 2.1. протокола заседания комиссии по организации пассажирских перевозок в г. Астрахани от 13.03.2014 было установлено, что перевозки по маршруту N 1С будут осуществлять семь транспортных средств категории М3 и 25 транспортных средств категории М2.
По мнению суда, указанные разногласия в вышеуказанных документах произошли по технической ошибке и были устранены после проведения заседания комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани.
Между тем, результаты открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута были оглашены 19.06.2014, тогда как заседание вышеуказанной комиссии проведено 09.09.2014.
Вышеуказанное нарушение организатора конкурса отражено в решении комиссии ФАС Астраханской области N 54-НТ-04-14 по жалобе Лебедевой С.П., согласно которому установлено, что организатор конкурса неправомерно увеличил количество транспортных средств на маршруте и нарушил процедуру вскрытия конвертов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается создавать дискриминационные условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 1.3.3 Типовой конкурсной документации участник должен владеть на праве собственности или ином законном праве подвижным составом, достаточным для исполнения договора.
Между тем в извещении о проведении конкурса указано количество единиц автобусов 33 вместо 14, которые указаны в "Разработке рациональной маршрутной схемы городского пассажирского транспорта общего пользования г. Астрахани".
Таким образом, администрацией г. Астрахани искусственно завышено количество подвижного состава, что способствовало сокращению круга лиц, имеющих возможность участвовать в конкурсе.
Вышеуказанные обстоятельства указывают на нарушение положений Типовой конкурсной документации, утвержденной Администрацией г.Астрахани N 3991, что отражено в решении Управления ФАС Астраханской области, положений статьи 52 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При таких условиях, выводы суда об отсутствии заинтересованности истцов на обращение в суд с заявлением об оспаривании торгов и сделки, заключенной по их результатам не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, что влечет отмену вынесенных судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу N А06-6633/2014 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается создавать дискриминационные условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 1.3.3 Типовой конкурсной документации участник должен владеть на праве собственности или ином законном праве подвижным составом, достаточным для исполнения договора.
Между тем в извещении о проведении конкурса указано количество единиц автобусов 33 вместо 14, которые указаны в "Разработке рациональной маршрутной схемы городского пассажирского транспорта общего пользования г. Астрахани".
Таким образом, администрацией г. Астрахани искусственно завышено количество подвижного состава, что способствовало сокращению круга лиц, имеющих возможность участвовать в конкурсе.
Вышеуказанные обстоятельства указывают на нарушение положений Типовой конкурсной документации, утвержденной Администрацией г.Астрахани N 3991, что отражено в решении Управления ФАС Астраханской области, положений статьи 52 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2015 г. N Ф06-25528/15 по делу N А06-6633/2014