г. Казань |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А57-28517/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителя:
ответчика - Миначова Р.А. (доверенность от 28.08.2015),
в отсутствие:
заявителя и третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2015 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 (председательствующий судья - Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А57-28517/2014
по заявлению администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская обл., г. Балаково (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" Саратовский филиал, г. Саратов, ГУП "Сартехинвентаризация", Саратовская область, г. Балаково, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 23.09.2014 по делу N 26-30/ов.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" Саратовский филиал и ГУП "Сартехинвентаризация".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 26.03.2014 в антимонопольный орган поступило заявление ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" о нарушении администрацией антимонопольного законодательства, выразившегося в размещении администрацией на своем официальном сайте http://www.admbal.ru информации следующего содержания: "19 марта 2014 года Вниманию жителей, чьи дома попадают под снос при строительстве нового моста. Администрация БМР приглашает жителей и владельцев зданий и сооружений, попадающих под снос при строительстве второй очереди мостового перехода через судоходный канал, в бюро технической инвентаризации (БТИ), расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 91, 4 этаж".
По мнению лица, обратившегося с жалобой, указанное объявление навязывает гражданам услуги ГУП "Сартехинвентаризация", чем нарушает требования пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом антимонопольного органа от 25.06.2014 N 306 возбуждено дело N 26-30/ов по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции.
28.03.2014 Управлением была проведена проверка вышеуказанной информации, размещенной на сайте http://www.adinbal.ru/.
В ходе указанной проверки антимонопольным органом было установлено, что на официальном сайте администрации http://www.admbal.ru размещена информация следующего содержания: "В целях урегулирования вопроса, связанного с предстоящим выкупом, и ознакомления с предварительным размером компенсационных выплат за земельный участок, администрация БМР приглашает жителей и владельцев зданий и сооружений, попадающих под снос при строительстве второй очереди мостового перехода через судоходный канал, в Балакавскии филиал ГУП "Сартехинвентаризация" - БТИ. Бюро технической инвентаризации располагается по адресу: ул. Ленина, д. 91, 4 этаж. Время работы: с 8.00 до 17:00".
При рассмотрении дела N 26-30/ов Управлением сделан вывод о том, что информация, размещенная на официальном сайте администрации, навязывает гражданам услуги ГУП "Сартехинвентаризация", нарушает права и законные интересы ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ", чем нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением от 23.09.2014 N 26-30/ов администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По настоящему делу судами установлено, что в рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Саратовской области" областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 03.02.2010 N 42-П было предусмотрено начало строительства мостового перехода через судоходный канал в г. Балаково Саратовской области.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 22.02.2013 N 29-Пр принято решение об изъятии для государственных нужд области земельных участков под строительство правобережного подхода к мостовому переходу через судоходный канал в г. Балаково. Перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, указан в Приложении к Распоряжению.
Также установлено, что разработку проекта по объекту "Вторая очередь строительства мостового перехода через судоходный канал в городе Балаково" осуществлял проектный институт общество с ограниченной ответственностью "СаратовзапснибНИИпроект-2000" (далее - ООО "СаратовзапснибНИИпроект-2000").
В рамках реализации проекта строительства между ООО "СаратовзапснибНИИпроект-2000" и ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" заключен договор от 30.01.2014 N 47.0060-2014 для определения выкупной цены частных домовладений, нежилых зданий и сооружений, а также земельных участков, расположенных в полосе отвода для строительства второй очереди мостового перехода через судоходный канал в г. Балаково.
Поддерживая позицию антимонопольного органа о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, судами обеих инстанций правильно сделан вывод о том, что отсутствие в размещенном объявлении императивного указания на обязательное заключение договоров с ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" не имеет в данном случае определяющего значения, поскольку из его текстового содержания следует, что для урегулирования вопроса о компенсационных выплатах за объекты недвижимости необходимо обращаться в ГУП "Сартехинвентаризация".
Таким образом, не подтвержден рекомендательный характер размещенного объявления.
Также судебными инстанциями правомерно не принят во внимание довод заявителя о размещении вышеуказанной информации в рамках договорных отношений ГУП "Сартехинвентаризация" с ООО "СаратовзапснибНИИпроект-2000", поскольку размещенное администрацией объявление не содержит ссылки на договор от 30.01.2014 N 47.0060-2014, а также в нем содержится указание на необходимость обращения в БТИ, расположенное по адресу: г. Балаково, ул. Ленина, д. 91, 4 этаж, что размещенное объявление навязывает собственникам объектов недвижимости, попадающих под снос, для проведения оценки стоимости своего имущества выбор конкретного юридического лица.
При изложенных обстоятельствах, как правильно указали арбитражные суды, администрацией созданы более выгодные условия ведения хозяйственной деятельности ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" по отношению к другим хозяйствующим субъектам - участникам рынка, в том числе ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о нарушении антимонопольного законодательства, допущенные заявителем при размещении объявления о том, что для решения вопроса о компенсации необходимо обращаться в конкретное БТИ, поскольку в силу своего положения администрацией созданы более выгодные условия для ГУП "Сартехинвентаризация", следовательно, необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам, в том числе ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ".
С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу N А57-28517/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
...
Поддерживая позицию антимонопольного органа о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, судами обеих инстанций правильно сделан вывод о том, что отсутствие в размещенном объявлении императивного указания на обязательное заключение договоров с ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" не имеет в данном случае определяющего значения, поскольку из его текстового содержания следует, что для урегулирования вопроса о компенсационных выплатах за объекты недвижимости необходимо обращаться в ГУП "Сартехинвентаризация"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2015 г. N Ф06-27309/15 по делу N А57-28517/2014