г. Казань |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А55-8850/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьёва С.Ю., Коноплёвой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Усманова М.С., доверенность от 24.08.2015, Барановой И.Е., директора, протокол от 01.07.2013 N 5/13,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Алга") - Денисовой Н.А., доверенность от 01.07.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Картель"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-8850/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Картель" (ОГРН 1026300969947, ИНН 6315221371) г. Самара, к Министерству строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315600369) г. Самара, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Алга" (ОГРН 1026301696740, ИНН 6319004480), г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Картель" (далее - ОАО "Картель", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным Приказа от 07.03.2014 N 111-п о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Алга" (далее - ООО "Алга") в аренду сроком на пять лет земельного участка под строительство открытой стоянки для краткосрочного хранения с гостиницей площадью 597 кв.м по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая/Московское шоссе (т. 1 л.д. 6-8).
Определением суда первой инстанции от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Алга" (т. 1 л.д. 1-2).
Определением суда первой инстанции от 18.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Федеральное Государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Самарской области (т. 1 л.д. 88-89).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 3 л.д. 37-39).
ОАО "Картель" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ООО "Алга", считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 01.09.2015 до 13 часов 50 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и ООО "Алга", судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Приказом Министерства строительства Самарской области от 22.11.2013 N 345-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 597 кв.м для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей по улице Коммунистической,90/Московское шоссе в Ленинском районе города Самары и предварительно согласовано место размещения открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей на вышеуказанном земельном участке (т. 1 л.д. 43-48).
Указанным приказом от 07.03.2014 N 111-п ООО "Алга" предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 597 кв.м (кадастровый номер 63:01:0521003:783), относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, по улице Коммунистической,90/Московское шоссе для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей (т. 1 л.д. 49-50).
Утверждая, что данный приказ нарушает его права и законные интересы, поскольку предоставленный ООО "Алга" земельный участок расположен в границах земельного участка, что подтверждается заключением эксперта от 16.01.2015 N 01/2015 (т. 2 л.д. 174-179), предоставленного заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка от 27.03.1995 N 10880 (т. 1 л.д. 9-12), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 указанной статьи Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что в Министерство строительства Самарской области поступило заявление ООО "Алга" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей.
В соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, указанное заявление направлено Министерством строительства Самарской области в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) в целях организации работ по выбору земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно письму Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.04.2013 N 15-07-05/19398 в базе данных имеются сведения о договоре аренды земельного участка от 27.03.1995 N 10880, заключенному между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ "Картель" на основании постановления администрации г. Самары от 21.07.1993 N 1102, преданном в Комитет по управлению имуществом г. Самары и зарегистрированном под N 014950з.
В указанном письме Департамента управления имуществом городского округа Самара прямо указано, что данный договор аренды прекратил свое действие (т. 1 л.д. 55).
По информации Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.09.2011 N 12/14977, сведения о договорах аренды земельных участков по испрашиваемому ООО "Алга" земельному участку в Министерстве отсутствует (т. 1 л.д. 54).
Согласно уведомлению от 06.09.2011 N 63-00-102/11-184753 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая,90/ Московское шоссе (т. 1 л.д. 53).
По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", здания, строения, сооружения на земельном участке также отсутствуют (т. 1 л.д. 52).
Распоряжением Департамента от 03.08.2012 N РД-483 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Коммунистической,90/ Московское шоссе, в Ленинском районе г. Самары для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей (т. 1 л.д. 51).
Министерством строительства Самарской области принят приказ от 22.11.2013 N 345-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей обществу с ограниченной ответственностью "Алга" на земельном участке по улице Коммунистической, 90/ Московское шоссе, в Ленинском районе города Самары".
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В пределах указанного срока земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0521003:783.
При постановке земельного участка на кадастровый учет каких-либо наложений на другие земельные участки также выявлено не было.
07.03.2014 Министерством строительства Самарской области принят приказ N 111-п "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Алга" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, по улице Коммунистической,90/Московское шоссе, для строительства открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей с гостиницей".
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что формирование и предоставление земельного участка осуществлялось в строгом соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает какие-либо права и законные интересы заявителя и правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Суды также указали, что несоблюдение заявителем принципа платности пользования земельным участком в течение 20 лет в совокупности с выводами суда о незаключенности договора аренды от 27.03.1995 N 10880, изложенными в решении суда от 06.05.2006 по делу N А55-3021/2006, позволяют суду сделать вывод об отсутствии у заявителя арендных правоотношений по использованию земельного участка площадью 0,2706 га.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как указано в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 по делу N 48-2067/2010, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под этим объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости и тогда, когда с ним ранее был оформлен договор аренды участка.
Таким образом, собственники зданий, строений, сооружений в силу закона имеют возможность выбрать право собственности или право аренды на причитающийся земельный участок. Срок этого выбора законодательно не ограничен, поэтому право на выбор каждого из них не может быть утрачено вследствие нарушения, допущенного как сторонним лицом, так и собственником иного объекта недвижимости, расположенного на том же земельном участке. Более того, лицо, сделавшее первоначальный выбор в пользу аренды земельного участка либо купившее объект недвижимости с правом аренды участка, может потребовать предоставления этого участка в собственность, если законодательные ограничения его приватизации отсутствуют.
Заявитель жалобы утверждает и данное обстоятельство усматривается из материалов дела, что на части земельного участка, предоставленного в аренду постановлением администрации г. Самары от 21.07.1993 N 1102, расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости.
В случае нахождения названных объектов на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0521003:513 заявитель может быть признан лицом, заинтересованным в оспаривании совершенной ответчиками сделки. Кроме того, факт исполнения вступившего в законную силу судебного акта по делу N А55-28006/2013 о взыскании арендной платы за пользование спорным земельным участком по делу может свидетельствовать об ошибочности выводов судов об утрате заявителем владения спорным земельным участком.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении правового единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости, о том, что использование спорного земельного участка на условиях аренды иным лицом нарушает права собственника расположенных на нем объектов недвижимости, оставлены судами без исследования и должной правовой оценки.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Следовательно, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе объектов гостиничного хозяйства, автостоянок, исключительно путем проведения торгов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014.
Таким образом, судам следовало установить наличие либо отсутствие оснований для применения Постановления N 639 к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах выводы судов о соблюдении установленной Земельным кодексом РФ процедуры предоставления земельного участка являются преждевременными, сделанными при неполном исследовании обстоятельств дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать доказательства с целью установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, дело должно быть направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное и, с учетом установленных обстоятельств разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А55-8850/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
С.Ю. Муравьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Следовательно, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе объектов гостиничного хозяйства, автостоянок, исключительно путем проведения торгов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014.
Таким образом, судам следовало установить наличие либо отсутствие оснований для применения Постановления N 639 к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах выводы судов о соблюдении установленной Земельным кодексом РФ процедуры предоставления земельного участка являются преждевременными, сделанными при неполном исследовании обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф06-27257/15 по делу N А55-8850/2014