г. Казань |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А55-21015/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-21015/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" (ОГРН 1066315051571; ИНН 6315395522), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальный район Шигонский Самарской области в лице Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа от 22.07.2014 N 37/501/2014-985 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером 63:37:0000000:9787 и обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером 63:37:0000000:9787.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальный район Шигонский Самарской области в лице администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность вышеуказанных судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" построен объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский. Объекту присвоен кадастровый номер: 63:37:0000000:9787, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 09.04.2012 (л.д. 77-81, т. 1).
09 июня 2014 года ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области в Шигонском районе с заявлением о регистрации права собственности на построенный объект недвижимости - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером: 63:37:0000000:9787.
22 июля 2014 года заявителю сообщением N 37/501/2014-985 Управление Росреестра по Самарской области отказало в регистрации права собственности на объект на основании абзацев 4, 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Полагая, что данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом (статья 8 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
При этом данные документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, отражать необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав информацию и содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица; осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.
Управление Росреестра должно обеспечивать проведение юридической экспертизы документов, предоставленных для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Одним из обязательных элементов процедуры предоставления того или иного земельного участка для указанной цели является его государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) наличие кадастрового паспорта такого земельного участка является обязательным условием для принятия решения о его предоставлении.
Судами установлено, что в нарушение предусмотренного порядка решение о предоставлении участка для строительства было принято без кадастрового учета земельного участка.
Правила статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании земельных участков необходим кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума N 73, которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с изложенным, заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
В спорном случае на государственную регистрацию в качестве одного из документов - оснований для выполнения заявленного регистрационного действия ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" представило договор аренды земельного участка от 07.07.2010 N 37/02-90х/10, а также акт приёма-передачи. Предметом указанного договора является земельный участок площадью 50 470 кв.м. из земель населённых пунктов без кадастрового номера (местоположение: Шигонский район, с.Малячкино), состоящий из 14 земельных участков, расположенных в границах различных кадастровых кварталов (цель предоставления - для проектирования и строительства газопровода высокого и низкого давления) (л.д.87-91 т. 1).
Как следует из материалов дела, в договоре отсутствуют сведения о кадастровом номере фактически предоставленного органом местного самоуправления земельного участка. При этом имеет место неопределённость в части того, сколько земельных участков являются его предметом (1 или 14).
Судом первой инстанции установлено, что в данном конкретном случае, существенное значение имеет тот факт, что в указанном гражданско-правовом договоре отсутствуют сведения о кадастровом номере предмета аренды - земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимого имущества: Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский.
Из анализа представленных для регистрации права документов следует, что под строительство сооружения как объекта капитального строительства земельные участки в установленном порядке не формировались, на кадастровый учет поставлены не были, при этом договор аренды содержит лишь ссылки на кадастровые кварталы.
Содержащиеся в договоре аренды от 07.07.2010 N 37/02-90х/10 сведения о местоположении фактически предоставленного земельного участка имеют лишь ориентировочный, то есть, приблизительный характер, при этом, какой-либо картографический материал, отображающий местоположение границ данных земельных участков, к данному договору заявителем представлен не был.
Указанное обстоятельство, а также факт отсутствия у земельного участка кадастрового номера не позволяют определенно установить имущество, которое являлось предметом вышеназванного договора, в связи с чем, отсутствует возможность проверить наличие у соответствующего органа местного самоуправления полномочий по распоряжению данным земельным участком.
С учетом изложенного, судом установлено, что в рассматриваемой ситуации на основании совокупности представленных заявителем на государственную регистрацию документов у заинтересованного лица отсутствовала реальная возможность достоверно установить, что объект: Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером: 63:37:0000000:9787, построен в границах предоставленного земельного участка.
В представленном заявителем на государственную регистрацию права пакете документов имеется также договор аренды от 13.06.2013 N 33/02-06/51-13, предметом которого является земельный участок, площадью 20 кв.м., с кадастровым номером 63:37:1502006:209, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский, разрешённое использование: для размещения газопровода низкого давления). Однако указанный договор не может рассматриваться в качестве основания для регистрации права собственности, поскольку он был заключён уже после ввода в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства.
Таким образом, Управление Росреестра по Самарской области установив, что земельный участок, переданный ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в аренду по договору от 07.07.2010 N 37/02-90х/10, на момент подписания договора на кадастровый учет не был поставлен, правомерно сделало вывод о том, что условие о предмете этого договора нельзя признать согласованным между их сторонами и расценило данный договор, как незаключенный.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2015 по делу А55-13729/2014, от 26.06.2015 по делу N А55-13726/2014.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что договор аренды исполнялся длительное время, а именно: земельный участок фактически был передан в аренду для строительства объекта, объект построен на данном земельном участке, заявитель оплатил арендную плату по указанному договору и в материалах дела отсутствуют доказательства наличия между сторонами разногласий в процессе исполнения договора аренды по поводу объекта аренды.
Данный довод заявителя отклоняется как несостоятельный, поскольку в данном случае земельный участок, указанный в договоре аренды в качестве предмета договора, как объект права не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Следует отметить, что правовым последствием осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по решению суда будет являться право ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на получение земельного участка, по которому проходит трубопровод, в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ.
При этом отсутствие кадастрового учета земельного участка не позволяет суду убедиться, что местоположение данного земельного участка согласовано с собственниками смежных земельных участков, его границы не пересекают границ других земельных участков, границы муниципальных образований или границы населенных пунктов, а исполнение решения суда не приведет к возникновению препятствий в реализации полномочий регистрирующих органов или прав иных участников земельных правоотношений.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на иные судебные дела, участником которых ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" не являлось, и с иными обстоятельствами также не могут служить основанием для признания в данном конкретном случае решения регистрирующего органа незаконным.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А55-21015/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
...
В соответствии с правовой позицией, сформированной в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума N 73, которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
...
Следует отметить, что правовым последствием осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по решению суда будет являться право ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на получение земельного участка, по которому проходит трубопровод, в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2015 г. N Ф06-297/15 по делу N А55-21015/2014