г. Самара |
|
17 июня 2015 г. |
А55-21015/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" - представителя Латыповой Н.М. (доверенность от 03.03.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Устинова О.В. (доверенность N 12-9291 от 29.12.2014),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года по делу N А55-21015/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальный район Шигонский Самарской области в лице Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа от 22.07.2014 N 37/501/2014-985 Управления Росреестра по Самарской области (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером 63:37:0000000:9787 и обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером 63:37:0000000:9787.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальный район Шигонский Самарской области в лице Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года по делу N А55-21015/2014, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления в судебном заседании 15.06.2015 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" построен объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский.
14.07.2010 ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" получено разрешение на строительство N RU 63027304-53 (л.д. 75, т.1), а 20.12.2010 получено разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию N RU63017303-10 (л.д. 76, т. 1).
Кроме того, заявителем произведен государственный кадастровый учет объекта с присвоением ему кадастрового номера: 63:37:0000000:9787, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 09.04.2012 (л.д. 77-81, т. 1).
09.06.2014 ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в Шигонском районе с заявлением о регистрации права собственности на построенный объект недвижимости - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером: 63:37:0000000:9787.
22.07.2014 заявителю сообщением N 37/501/2014-985 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказано в регистрации права собственности на объект по следующим основаниям: 1. В представленном на регистрацию договоре аренды земельного участка от 07.07.2010 N 37/02-90х/10 отсутствуют данные, позволяющие определено установить земельный участок, подлежащий передачу арендатору в качестве объекта аренды, является не согласованным сторонами, а соответствующий договор не заключенным; в пункте 8 кадастрового паспорта от 10.06.2014 N 63-00-102/14-419014 отсутствует кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества; на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие, что финансирование строительства объекта заявленного к регистрации осуществлялось за счет собственных средств ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в полном объеме (л.д. 98-101, т. 1).
Считая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности нарушает его законные права и интересы как собственника объекта недвижимого имущества, поскольку порождает правовую неопределенность в судьбе данного имущества и препятствует реализации прав собственника в отношении данного имущества, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований, правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08 июня 2007 года N 113, при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным, нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Одним из обязательных элементов процедуры предоставления того или иного земельного участка для указанной цели является его государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации наличие кадастрового паспорта такого земельного участка является обязательным условием для принятия решения о его предоставлении.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, законодатель прямо предусмотрел, что договор аренды земельного участка заключается в отношении земельного участка после выполнение кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета.
Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно пункту 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что одним из обязательных элементов процедуры предоставления земельного участка для таких целей является его государственный кадастровый учет.
Судом установлено, что при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вопросу государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" не был представлен кадастровый паспорт земельного участка, что подтверждается имеющейся в распиской в получении документов N 63-63-37/501/2014-985 от 09.06.2014 (л.д. 151 т.1).
Материалами дела подтверждается, что в качестве одного из документов-оснований для выполнения заявленного регистрационного действия ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" представило договор аренды земельного участка от 07.07.2010 N 37/02-90х/10, а также акт приёма-передачи. Предметом указанного договора является земельный участок площадью 50 470 кв.м. из земель населённых пунктов без кадастрового номера (местоположение: Шигонский район, с.Малячкино), состоящий из 14 земельных участков, расположенных в границах различных кадастровых кварталов (цель предоставления - для проектирования и строительства газопровода высокого и низкого давления) (л.д.87-91 т. 1).
Как следует из материалов дела, в договоре отсутствуют сведения о кадастровом номере фактически предоставленного органом местного самоуправления земельного участка. При этом имеет место неопределённость в части того, сколько земельных участков являются его предметом (1 или 14).
Судом первой инстанции установлено, что в данном конкретном случае, существенное значение имеет тот факт, что в указанных гражданско-правовых договорах отсутствуют сведения о кадастровом номере предмета аренды - земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимого имущества: Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский.
Таким образом, в отношении спорного земельного участка не осуществлялась кадастровая процедура, связанная с постановкой на государственный кадастровый учет, что свидетельствует о нарушении порядка его предоставления (статья 30 Земельного кодекса Российской федерации, в редакции, действующей в рассматриваемый период).
В представленном заявителем на государственную регистрацию права пакете документов имеется также договор аренды от 13.06.2013 N 33/02-06/51-13, предметом которого является земельный участок, площадью 20 кв.м., с кадастровым номером 63:37:1502006:209, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский, разрешённое использование: для размещения газопровода низкого давления). Однако указанный договор не может рассматриваться в качестве основания для регистрации права собственности, поскольку он был заключён уже после ввода в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства.
Как установлено выше, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных соответствующий договор не считается заключенным.
Содержащиеся в договоре аренды от 07.07.2010 N 37/02-90х/10 сведения о местоположении фактически предоставленного земельного участка имеют лишь ориентировочный, то есть, приблизительный характер, при этом, какой-либо картографический материал, отображающий местоположение границ данных земельных участков, к данному договору заявителем представлен не был.
Указанное обстоятельство, а также факт отсутствия у земельного участка кадастрового номера не позволяют определенно установить имущество, которое являлось предметом вышеназванного договора, в связи с чем, отсутствует возможность проверить наличие у соответствующего органа местного самоуправления полномочий по распоряжению данным земельным участком.
С учетом изложенного, судом установлено, что в рассматриваемой ситуации на основании совокупности представленных заявителем на государственную регистрацию документов у заинтересованного лица отсутствовала реальная возможность достоверно установить, что объект: Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером: 63:37:0000000:9787, построен в границах предоставленного земельного участка.
По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть, сделок.
Следовательно, договор аренды от 07.07.2010 N 37/02-90х/10 по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области установив, что земельный участок, переданный АО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в аренду по договору от 07.07.2010 N 37/02-90х/10, на момент подписания договора на кадастровый учет не был поставлен, правомерно сделало вывод о том, что условие о предмете этого договора нельзя признать согласованным между их сторонами и расценило данный договор, как незаключенный.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2015 по делу А55-13729/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу N А55-8913/2014 и др.
Кроме того, в заявлении ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" ссылается на пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому если арендуемая вещь в договоре аренды не индивидуализирована должным образом, однако договор фактически исполнялся сторонами (например, вещь была передана арендатору и при этом спор о ненадлежащем исполнении обязанности арендодателя по передаче объекта аренды между сторонами отсутствовал), стороны не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключенность или недействительность.
Указанный довод признан судом ошибочным.
Пункт 15 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 прямо указывает субъектов, которые не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключенность или недействительность - это стороны договора. На иных лиц, включая регистрирующий орган и арбитражный суд указанное ограничение не распространяется.
Из контекста постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 в целом можно сделать вывод о том, что имелись в виду взаимоотношения сторон договора аренды по вопросу обеспечения принципа возмездности при фактическом использовании предмета аренды.
В рассматриваемом споре, учитывая, что заявитель не только оспаривает ненормативный правовой акт, но просит суд обязать Управление Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, рассматривается аспект публичных правоотношений.
Правовым последствием осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по решению суда будет являться право ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на получение земельного участка, по которому проходит трубопровод, в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Между тем, отсутствие кадастрового учета земельного участка не позволяет суду убедиться, что местоположение данного земельного участка согласовано с собственниками смежных земельных участков, его границы не пересекают границ других земельных участков, границы муниципальных образований или границы населенных пунктов, а исполнение решения суда не приведет к возникновению препятствий в реализации полномочий регистрирующих органов или прав иных участников земельных правоотношений.
Таким образом, судом установлено, что у регистрирующего органа имелись основания, предусмотренные в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в регистрации права собственности общества на спорное недвижимое имущество, так как на государственную регистрацию не представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на газопровод, и отвечающие требованиям ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Вместе с тем, довод заинтересованного лица, изложенного в сообщении об отказе, о том, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие, что финансирование строительства объекта заявленного к регистрации осуществлялось за счет собственных средств ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в полном объеме, судом признан необоснованным, так как истребование заинтересованным лицом дополнительных документов, за исключением предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года по делу N А55-21015/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21015/2014
Истец: ОАО "Самарская Региональная Энергетическая Корпорация"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Шигонский Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский, Комитет по управлению Муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области